Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по теме: «Речевое развитие ребенка среднего дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Аксенова Ирина Владимировна   
23.11.2022 21:54

Опыт работы по теме: «Речевое развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Опыт работы по теме: «Речевое развитие ребенка среднего дошкольного возраста»

Разработчики: Воспитатель Аксенова Ирина Владимировна МБДОУ детский сад № 20 «Земляничка» г. Кстово, Нижегородской области

На сегодняшний день вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Это связанно с тем, что дети и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Речевое развитие — главный показатель умственного развития ребенка. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, различные виды искусств

(изобразительное, музыка, театр), художественная литература.

Прекрасная речь, когда она как ручеёк Бежит среди камней чиста, неторопливы.

И ты готов внимать её поток И восклицать: О! Как же ты красива!

Е.Щукина (доктор наук)

Актуальность данной темы: это развитие детей дошкольного возраста через предметно-развивающую среду, продуктивную деятельность с использованием разных технологий по развитию мелкой моторики, она является наиболее благоприятной для развития и коррекции речевых навыков детей, их способностей.

 

Проблема развития речи у детей в средней группе, всегда остаётся глобальной проблемой в методике преподавания, всегда хочется, что бы дети имели «чувство слова», любили говорить, «играли словами», понимали, то, о чем они говорят. А сейчас все чаще встречаются дети со скудным словарным запасом и огромными логопедическими проблемами. Поэтому приоритетом для меня стало дать детям как можно больше знаний и совместно с ними развиваться. Итак, для чего же ребенку, в средней группе нужна речь? Задавая себе этот вопрос, я прежде всего хочу сказать, конечно для познания себя и мира, который его окружает. Речь ребенка, на мой взгляд, должна развиваться под присмотром взрослого, а лучше под присмотром грамотного педагога.

Моя задача как педагога «разговорить» ребенка, довести до комфортного состояния в группе, вместе с ним переживать его поражения, и радоваться его победам. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.

При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка.

Общаясь с детьми, всегда придерживаюсь девиза: «Не рядом и не над, а вместе!».

В свое практике придерживаюсь позиции:

  • учитывать точку зрения ребенка, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Относиться к детям уважительно, доброжелательно, каждый ребенок — это личность.

Работая над этой проблемой, я поставила перед собой цель: создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно-ролевые игры.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»... — заметила в своё время Е.И. Тихеева.

Поэтому в группе были созданы: «Центр речетворчества и книги», «Центр сюжетно-ролевых игр», «Центр театральной деятельности». Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения

артикуляционных упражнений (картотека артикуляционной гимнастики), комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы (альбом «Расскажи о времени года», мнемотаблицы для заучивания стихов и рассказов), игры для обогащения словарного запаса (кубики «Расскажи сказку»), формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно-ролевые игры.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения. Среди наглядных методов используем наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним. Применяем традиционный словесный метод: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности. Актуальным является использование практических методов и приемов: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.

В течение дня использую игровые ситуации, организовываю игры- драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Так же в работе с детьми я использую речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и формируем навык отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям правильно отвечать на них. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам ив то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной. После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре- драматизации.

Стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний. Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых организовываем разговоры с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

В процессе речевого общения с детьми использую и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

  • помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями
  • помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...)
  • способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого)
  • помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения
  • являются образцами поведения детей

- выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно помогало в организации игр в домашних условиях. Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей 4-5 лет», семинар-практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития. Приобретен дидактический материал: театр на магнитах

«Колобок», «Теремок», теневой театр; изготовили своими руками пальчиковый театр, обновили одежду для кукол-бибабо.

Таким образом, в процессе работы над данной проблемой происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы,

пользоваться разнообразными средствами выразительности,

аргументировано, доказывать своё мнение. У детей значительно обогащается словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная.

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку — это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве. А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год