Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Использование современных инновационных технологий при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Зубарева Анастасия Ивановна   
10.05.2022 21:45

«Использование современных инновационных технологий при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста»«Использование современных инновационных технологий при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Научная статья

Автор: Зубарева Анастасия Ивановна, воспитатель МБДОУ №63 «Буратино», город Ульяновск

Аннотация: в статье рассмотрены основные направления развития связанной речи у детей старшего возраста, приведена классификация инновационных технологий, рассмотрены отдельные виды инновационных технологий, такие как моделирование, компьютерная технология, сказкотерапия. Ключевые слова: ТРИЗ, инновация, старший возраст, игровые технологии, моделирование, логоритмика, ТРИЗ, синквейн.

Развитие речи является важнейшей задачей. Одна из основных задач педагога ДОУ это развитие речи ребенка. Процесс формирования связанной речи у ребенка влияет на такие процессы как развитие памяти, мышления, внимания. Хорошо развитая речь позволяет ребенку эффективно социализироваться, эффективно взаимодействовать с окружающими, развивать различные виды деятельности. В педагогической литературе можно встретить такие термины как «речевая активность», «коммуникативноречевая активность» и «активная речь».

 

Под коммуникативно-речевой активностью следует рассматривать свойство человека или его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне языковых возможностей индивида.

Формирование коммуникативно-речевой активности ребенка является предметом работы педагога и важным условием обучения речи. С развитием личности ребенка, под влиянием социума, наличия обучения меняется и речь. Следует отметить, что формирование связанной речи детей старшего возраста более эффективно происходит при использовании коллективных форм работы, что также оказывает прямое воздействие на эффективное развитие коммуникативно-речевой активности.

Многие авторы отмечают, что формирование коммуникативно-речевой активности ребенка определяется многими факторами, в том числе индивидуальными чертами характера, стремлением ребенка к самостоятельному выражению, социальной среды в которой он находится, психологических и физиологических особенностей конкретного ребенка, наличие серьезных заболеваний, эффективной и педагогически грамотной организации обучения, характера взаимодействий в детском коллективе. В педагогической литератур принято выделять два периода развития речи. Первый период охватывает конец первого года жизни до трех лет; второй период начинается со второй половины третьего года жизни до пяти лет. Указанные периоды имеет свои особенности, качественные отличия [1].

Нарушения речи, обусловленные, например, наличием у ребёнка серьезных заболеваний существенной влияют на социальную адаптацию и развитие различных видов его познавательной деятельности. Также не стоит забывать, что есть дети, которые выходят за рамки средних показателей развития личности, поэтому педагогу при формировании связанной речи у детей старшего возраста необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка. При проведении диагностического обследования детей на предмет имеющихся речевых нарушений специалист должен владеть информацией по наличию или отсутствию негативных внешних факторов, нарушений здоровья и генетических заболеваний [2].

Основные направления развития связанной речи у детей старшего возраста: хорошее владение устной речью, ребенок может самостоятельно выражать свои мысли, чувства и желания; выстраивает речевое высказывание в ситуации общения; ребенок умеет выделять звуки в словах; ребенок любознателен, открыт для новой информации; знает произведения детской литературы.

Существуют традиционные и инновационные технологии. Основное отличие инновационных технологий заключается в развитии творческого воображения, нестандартного мышления. Среди инновационных технологий особенно актуальны: пальчиковые игры в воде, сухом бассейне, логоритмика, моделирование, ТРИЗ, синквейн, различные виды терапий, конструкторы ЛЕГО.

Одним из направлений формирования связанной речи у детей старшего возраста может быть образность и наглядность общения, которую можно реализовать, используя информационнокоммуникационные технологии. Новый материал дается ребенку в игровой форме, компьютерная мультимедиа легко увлекает детей. Использование разнообразных мультимедийных пособий для формирования речи значительно обогащает обучение, позволяя использовать в процессе обучения различные формы подачи информации. Грамотное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения позволяет специалисту оптимально воздействовать все органы чувств воспитанника, активизируя различные виды познавательной деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать:

  • речевое дыхание ребенка с использованием звуковых волн;
  • артикуляционная гимнастика;
  • автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах;
  • работа над фонематическим восприятием;
  • мультимедийные презентации на различение звуков по твердости-мягкости, глухостизвонкости;
  • презентации с заданием различить голоса животных.

Формированию связанной речи также способствует технология, которая относится к моделированию — мнемотехника. Сущность мнемоника заключается в использовании системы различных приемов, которые направлены на эффективное запоминание через образование дополнительных ассоциаций.

Практическая задача мнемотехники — это создание условий практического овладения связанной речью ребенка, а также мотивация к речевой активности и словотворчеству. Отличительная характеристика данной технологии заключается в применение, а символов для опосредованного запоминания. Для увеличения словарного запаса ребенка используют мнемотаблицы. Педагогами активно при формировании связанной речи у детей старшего возраста используется сказкотерапия, с усложнением предлагаемых заданий, например, упражнения на ритмизацию.

Сказкотерапия является одним из видов терапии, сущность которого заключается в словесно — режиссерской игре, психогимнастике, словесном комментировании, совместной словесной импровизации.

Наиболее актуально для детей старшего возраста является использование инновационных форм, в основе которых положены информационно-коммуникационные технологии, использование компьютерных игровых программ, структура которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка.

Технология мнемотехники, требует большой подготовки педагога к занятию. Таким образом сказкотерапия как разновидность инновационных технологий, активно используется специалистами в формировании связанной речи у детей старшего возраста, так как это еще и технология, которая позволяет реализовать творческий потенциал педагога. Использование этой технологии в процессе обучения позволяет максимально учитывать возрастные особенности воспитанников. Можно использовать кукольный театр или подготовить целую театральную постановку, провести мастер-класс по изготовлению куклы по мотивам сказки [3].

При использовании информационных технологий по формированию связанной речи у детей старшего возраста необходимо исходить из того, что презентуемый детям материал должен отвечать возрастным и психологическим особенностям данного возраста, педагог должен выстраивать работу с ребенком стараясь максимально воздействовать на все органы чувств, с обязательной синхронизацией демонстрации с речью.

Список литературы:

  1. Григорьева, А.А. Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики / А.А. Григорьева, Л.В. Николаева, Т.И. Никифорова, Л.С. Ядрихинская. Якутск: МЦНИП, 2017- 543 с.
  2. Душка, Н.Д. Синквейн в работе с дошкольниками» / М.Д. Душка // Журнал «Логопед», М.: «ТЦ Сфера», 2019. № 5. С. 85-91.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тренинг по сказкотерапии // Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: «Речь», 2018- 176 с.
  4. Карпова, С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. М., 2020- 281 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год