Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Технология применения моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей»
Развитие речи у детей
Автор: Николаева Татьяна Петровна Дроздова Ирина Сергеевна   
22.03.2022 09:08

«Технология применения моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей»«Технология применения моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей»

Дошкольный возраст — самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. Чтобы помочь детям в познавательно-речевом развитии мною используется прием мнемотехники.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

 

Скачать конспект

Задачи:

  1. Способствовать развитию: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  2. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  4. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  6. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь

текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текст.

Мнемотехника – мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат — это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Приёмы мнемотехники облегчают детям процесс запоминания у них увеличиваются объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемодорожка — ряд картинок, по которым можно составить большой рассказ в 2-4 предложения.

Примеры линейно-расположенных мнемодорожек, которые состоят из трёх, четырёх и более клеток

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, и т.п).

Мнемотехника многофункциональна её можно использовать как на занятиях так и во время других режимных моментах.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

Обучающие – содержат познавательный материал;

Развивающие – содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Что даёт мнемотехника?

  1. Развивает мелкую моторику рук!
  2. Развивает словарный запас и знания об окружающем мире!
  3. Проявляет у них желание пересказывать – дети понимают, что это совсем не страшно и не трудно!
  4. Доказывает, что это один из самых эффективных способов развития речи!

Примеры линейно-расположенных мнемодорожек, которые состоят из трёх, четырёх и более клеток.

Использовать мнемотаблицы мы начали с младшего возраста, чем младше ребенок, тем проще брали упражнения «от простого к сложному», использовали красочность, так как яркие краски делают занятие очень интересным! Самое главное никого и никогда не надо принуждать. Это только оттолкнет от занятий. Например: самые простые схемы по картинкам они быстро запомнили, как и в какой последовательности надо мыть руки, в какой одеваться.

Работа на занятиях по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех этапов.

  1. рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Со старшими детьми, на занятиях можно предложить им изучить, описать и запомнить изображенное на картинках. Вначале с помощью зрительных ассоциаций они пытаются пересказывать простые сюжеты, позже составляют истории из нескольких иллюстраций. Подобные приемы мнемотехники помогают детям разнообразить словарный запас, развить речь, строить распространенные предложения в ответах, общаться более уверенно и свободно друг с другом. С помощью зубочисток или спичек надо последовательно составлять несколько фигур. Вначале дети рассматривают их и запоминают, потом отворачиваются. Убрав одну из фигур надо попросить детей отгадать, какую фигуру убрали из последовательности.

С детьми подготовительной группы постепенно, фигуры надо усложнять, так же можно экспериментировать с цифрами, буквами, любыми предметами. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать не цветные, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений.

Результаты использования мнемотехники:

  1. У детей увеличивается объем знаний об окружающем мире.
  2. Дети учатся последовательно и логически выстраивать свои действия,

рассказывать об этом.

3. Появляется желание пересказывать тексты, читать стихи, загадывать загадки.

Мнемотехника является одним из способов по развитию, укреплению и совершенствованию памяти человека. Использование мнемотехнических приемов и методов в работе с детьми, именно дошкольного возраста, на сегодняшний день является актуальным и требующий основательного изучения вопросом. Память в свою очередь является главной и основной характеристикой познавательного процесса, и основополагающим фактором в развитии и обучении дошкольника.

*

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год