Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РИСУЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ
Развитие речи у детей
Автор: Антошина Людмила Александровна   
22.02.2022 13:57

РИСУЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬРИСУЕМ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Л. А. Антошина муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Балахтинский детский сад №3 «Тополек»

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

В средней группе я заметила, что детям нравится рисовать, но не у всех это получается хорошо, так как, чтобы рисовать карандашами и кистью, нужны определенные навыки и знания, приемы работы.

Почему я заинтересовалась рисованием разными техниками? Потому что считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют детям создавать что-то новое. К тому же появляется возможность для них искать и экспериментировать. А еще, таким образом, ребенок может само выражаться.

Нетрадиционное рисование – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.

 

Скачать конспект

Исходя из вышесказанного, в 2019-2020г. моею темой по самообразованию стала «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников и как средство развития устной речи». Я считаю, что для того чтобы вовлечь детей в это увлекательное занятие, сказать «иди, порисуй» не достаточно, больше того, основная часть детей, не пойдет рисовать. Потому-что он не умеет и ему нужна помощь взрослого. Есть дети, которые плохо ориентируются на листе бумаги и у них страх, что же можно нарисовать. Так же столкнулась с тем, что некоторые дети вообще не рисуют дома. И поэтому когда я предложила рисование нетрадиционным способом, дети заинтересовались, им стало интересно, как можно из кляксы что-то нарисовать. Вот так постепенно я вовлекала детей.

Поэтому в группе я начала создавать предметно-пространственную среду, которая была направлена на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными особенностями.

Стала обращать внимание на то, сколько дома ненужных вещей: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.! Да и вокруг всего столько интересного — палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений! И всем этим, оказывается, можно рисовать. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Вначале работы я познакомила ребят с разными техниками, они попробовали с их помощью творить, создавать свои шедевры, а уже потом определились, какая больше им понравилась. Когда начинаем рисовать, то они сразу спрашивают, а какую технику будем использовать? И начинают предлагать разные варианты.

Чаще всего используют такие нетрадиционные техники, как граттаж, монотипия, штампы, печатка, набрызг, а также рисование пластилином, свечой или восковыми карандашами, мятой бумагой, клеем с манкой. При получении результата, дети испытывают незабываемые, положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Заметила, что дети любят рисовать один рисунок разными техниками.

Результат моей работы показал, что 5 детей из 25 стали рисовать хорошо, у 10 — появилось не только желание рисовать, но и улучшились рисунки.

Проработав год в этом направлении и, увидев результат, я поняла, что через нетрадиционные техники рисования можно развивать не только творческие способности, но и устную речь, так как у детей расширился словарный запас, а речь стала более грамотной.

Поэтому моей темой по самообразованию на 2020 – 2021год стала «Развитие устной речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Для формирования активного и пассивного словаря во время рисования мы с ребятами стараемся больше говорить о свойствах, качествах того или иного материала, способах действия с ним. Например, если мы используем технику граттаж, то проговариваем, что нужно для этого, где можем еще использовать этот материал, для чего и из чего он сделан. Так же я использую скороговорки, чисто говорки, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастики.

Перед тем как начать занятие, я с детьми провожу пальчиковую гимнастику. Например: пальчиковая гимнастика «игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)

Мячик я тебе бросаю (Протягиваем руки вперед – «бросаем мяч»)

Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочередно кладем друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)

Или можем заменить гимнастику на массаж рук.

Например: «Массаж рук грецким орехом»

(Катаем орех или маленький мячик между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

Кроме работы, проводимой с детьми в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями. Для них я провожу консультации, оформляю выставки рисунков. Так же запланированы мастер-классы, которые будут проведены во второй половине учебного года. В течение всего этого времени родители принимают активное участие в создании и пополнении предметно – пространственной среды.

На мой взгляд, очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворяет любопытство, помогает преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым».

У большинства детей изменилось восприятие окружающего мира: они стали находить разные оттенки, более точно передавать формы предметов и проявлять фантазию. Ребята приобрели опыт эстетического восприятия и уверенность в себе.

До Спустя время

За 1 полугодие учебного года заметно улучшилось произношение у 7 детей, речь стала более отчётливой. Они называют правильно предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире используют прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.

Для себя я понимаю, что эту работу с детьми нужно начинать с первой младшей группы (с раннего возраста). Тогда у детей будет своевременно и одновременно развиваться мелкая моторика рук и речь, фантазия, творчество.

Поэтому в дальнейшем планирую продолжать работу в данном направлении, так как вижу актуальность использования нетрадиционных техник рисования не только для развития творческих способностей. но и для речевого развития дошкольников, что подтверждает положительный результат, достигнутый в течение первого полугодия учебного года.

Список использованной литературы:

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 208 с., 24 л. Вкл., переиздание дораб. и доп.
  2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург: КАРО, 2010. — 90
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год