Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Развитие речи у детей
Автор: Храмова Ирина Александровна   
21.01.2022 12:31

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
  • познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»
  • упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу
  • формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.

Развивающие:

  • развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций
  • упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения
  • воспитывать самоконтроль за речью
  • воспитывать интерес к детской литературе.

Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.

Предварительная работа: показ презентации «Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Оборудование: иллюстрации к рассказу; картинки с изображение речных рыбок.

ХОД ООД

1. Организационный момент: Речевая разминка.

Чистоговорка:

АН – АН – АН — глубокий океан

РЯ – РЯ – РЯ – синие моря

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ — осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ — рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА — под водою красота

Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

- Кто такие мальки? (маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки)

- Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)

- Как называется суп из рыбы? (уха)

- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)

Воспитатель: Поиграем в игру «Великан и гномик на рыбалке». Узнаем какую рыбу может поймать великан, а какую гномик.

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …

Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

Воспитатель: Я буду читать вам предложение, а вы должны выбрать из предложенных ответов нужный вариант.

- Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).

Физкультминутка: «Речка»

К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)

Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре — (Прыжки на месте)

Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)

А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)

Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)

Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу, сложив вытянутые руки)

Вышли на берег крутой (Маршируют)

И отправились домой.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке.

Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель который, писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочитать называется «Первая рыбка»

- Прослушайте текст, а после прочтения, подумайте, почему рассказ так называется?

Первичное прочтение текста "Первая рыбка" Е. Пермяк.

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только

один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы

поймали и всю бабушке отдали.

Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша

уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли

навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался

потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Воспитатель: О чем говорится в этом рассказе? Почему этот рассказ называется «Первая рыбка?

- Почему этот текст называется «рассказ»?

- Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

- В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

- Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).

- Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

- Сколько рыбы поймал Юра?

  • Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище

крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра

большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».

Воспитатель: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

- Чему радовался Юра? (Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.)

Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)

- уха (суп из рыбы)

- котелок (посуда, для варки пищи над огнем)

- вокруг (около, возле, рядом)

- ершище (большая рыба)

- нахваливать (много хвалить)

- навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

Воспитатель: А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья

рыбу ловить и уху варить)

- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

-Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).

- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной

ухе была и моя маленькая рыбка)

Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.

Прочтение текста в третий раз.

5. Закрепление темы занятия.

Пересказы рассказа детьми.

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает,

кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские

слова и выражения.

Воспитатель: В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому?

- Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).

- Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

- Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище».

-Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).

- Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы

считаете, что нельзя?

- А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой воде любят жить рыбки?

А давайте поиграем?

- Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу:

Прозрачная — мутная

Горячая — холодная

Сырая -кипяченая

Соленая- пресная

Грязная — чистая

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим. С каким произведение познакомились сегодня?

- Кто автор этого произведения? Что вам больше всего понравилось?

- Что вызвало затруднение?

-Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (272) выйдет
31 января 2023

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (271) за 2023 год
Скачать Номер 1 (270) за 2023 год
Скачать Номер 46 (269) за 2022 год
Скачать Номер 45 (268) за 2022 год
Скачать Номер 44 (267) за 2022 год
Скачать Номер 43 (266) за 2022 год
Скачать Номер 42 (265) за 2022 год
Скачать Номер 41 (264) за 2022 год
Скачать Номер 40 (263) за 2022 год
Скачать Номер 39 (262) за 2022 год
Скачать Номер 38 (261) за 2022 год
Скачать Номер 37 (260) за 2022 год