Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Биоэнергопластика как инновационная технология работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи».
Развитие речи у детей
Автор: Малышева Анна Александровна Левицкис Марина Григорьевна   
25.01.2022 04:44

«Биоэнергопластика как инновационная технология работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи».«Биоэнергопластика как инновационная технология работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи».

Инновационные технологии сопровождения детей с ОВЗ в современном образовательном пространстве

Аннотация:

Статья раскрывает применение на практике в работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи, инновационной технологии биоэнергопластики.

В дошкольном периоде происходит становление и формирование речи ребенка. Это является одним из основных условием полноценного развития его личности. Целевые ориентиры ФГОС ДО по речевому развитию детей на этапе завершения дошкольной ступени направляют деятельность педагогов на построение комплекса мер по данному направлению, в том числе и детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи.

 

Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка считается его хорошее соматическое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи. Здоровьесберегающие технологии в логопедии широко применяются на практике и чаще всего это артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастики, развитие общей моторики (логоритмика, физминутки), развитие мелкой моторики (пальчиковые гимнастики, шнуровки, штриховки и пр.), су-джок терапия, массаж и самомассаж.

В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи, обусловленного современными тенденциями жизни семьи: низкий уровень общения среди пары «родитель – ребенок», дефицит времени у родителей на занятия с детьми, если у него обнаруживаются проблемы, в частности нарушения речи различных уровней. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности непосредственного образовательного процесса коррекции речевых нарушений, который организуется в дошкольном образовательном учреждении и ведущую роль при этом берут на себя учителя-логопеды, выстраивающие работу со всеми участниками образовательного процесса поэтапно. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики, основной целью которой является укрепление мышц артикуляционного аппарата; развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции; объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Однако частые занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что влияет на уменьшение эффективности выполняемых артикуляционных упражнений. Новым и интересным направлением этой работы может стать технология «биоэнергопластика», которая несет большой потенциал в кратном увеличении результативности проделанной работы педагогом. Свое начало биоэнергопластика берет из древних традиций йоги, где используются хасты – «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект и на физическое, и на психическое состояние человека. По мнению И. В. Курис, биоэнергия -это та энергия, которая находится внутри человека. «Биоэнергопластика» строится на трех базовых понятиях:

-био -человек как биологический объект; -энергия -сила, необходимая для выполнения определенной деятельности; -пластика — плавные, гибкие, эмоционально выразительные движения тела, рук. В коррекционной работе с детьми соединение бионергопластики (плавные движения кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата дает более эффективный результат, чем, если делать это по отдельности. Применение артикуляционной гимнастики, а затем автоматизация поставленного звука с биоэнергопластикой, способствует повышению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность этих приемов, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики, а затем упражнений по автоматизации звука руками и языком требует от ребенка максимального сосредоточения зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцев и кистей рук совместно с движениями языка или губ, что в свою очередь является предпосылкой в развитии самоконтроля. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, губы. Этапы: 1.Вначале с ребенком разучивают упражнения без рук. 2.Рука ребенка подключается только после освоения им артикуляционного движения: сначала используется ведущаярука, затем отрабатываются движения второй рукой, и только потом — двумя руками одновременно. Использование данной технологии должно отвечать принципам системного использования, наглядного показа, «от простого к сложному». Биоэнергопластика — это инновационная эффективная технология коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи различных нозологий. Результаты применения биоэнергопластики: положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, чувства ритма, ориентировки в пространстве, навыка самоконтроля; значительное облегчение постановки и введения звуков в речь; обеспечение успешности ребенка; кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма; благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья. Данная практика может быть легко применима учителями — логопедами в дошкольных образовательных организациях, а также элементы технологии могут легко освоены родителями, которые продолжают заниматься с детьми в домашних условиях, а также педагогами групп для построения индивидуальной работы в режимных моментах и совместной деятельности.

Список литературы:

  1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. -М.: Детство-Пресс, 2011.
  2. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитиедошкольников. — Режим доступа: http: //festival. 1september. ru/articles/103050.
  3. Косинова Е. А. Уроки для развития речи. -М.: Эксмо, 2007.
  4. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. -Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Ястребова А. В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. -М.: Аркти, 1999.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (260) выйдет
9 октября 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (259) за 2022 год
Скачать Номер 35 (258) за 2022 год
Скачать Номер 34 (257) за 2022 год
Скачать Номер 33 (256) за 2022 год
Скачать Номер 32 (255) за 2022 год
Скачать Номер 31 (254) за 2022 год
Скачать Номер 30 (253) за 2022 год
Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год