Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Развитие речи у детей
Автор: Нескородева Елена Дмитриевна   
14.01.2022 11:34

ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Нескородева Е. Д. — учитель — логопед, МБДОУ № 14 г. Курска

В статье описаны возможности использования сказкотерапии в логопедической работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, сказкотерапевтические технологии, развитие связной речи.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи (В. К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

 скачать конспект

Использование сказкотерапевтических технологий как формы психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи дает взрослому возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию; способствует интеллектуальному и речевому развитию детей.

Сказкотерапия — это направление, которое использует сказку как архетипическую метафору в целях психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции, психотерапии и психологического консультирования (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.А. Пожиленко, М.И. Чистякова и др.); развития и коррекции речи детей (Н. М. Погосова, О.А. Шорохова и др.).

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Результаты обследования развития лексико-грамматической стороны речи и связной речи старших дошкольников с ОНР отражены на рис. 1.

Рис. 1. Состояние лексико-грамматической стороны речи связной речи у старших дошкольников с ОНР (%)

У старших дошкольников с ОНР с низким уровнем сформированности устной связной речи в ходе логопедического обследования были выявлены серьёзные нарушения при построении высказываний на уровне фразы; выраженные нарушения наблюдались при выполнении заданий на составление рассказов. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для них практически недоступным.

Сюжетно-тематическая организация занятий со сказочной тематикой, их разнообразие способствовали развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Благодаря использованию сказок на занятиях возможно разнообразное построение занятий: в одном случае это занятие- спектакль, где дети — участники спектакля и зрители, в другом они учителя, а в третьем — они ученики. Интенсивное развитие речи с применением данных методов обеспечивало: взаимосвязь изучения родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей детей; воспитание культуры речевого общения; повышение активности детей, их самостоятельности, способствующее умственному и речевому развитию; развитие внимания и интереса детей к языковым явлениям; обогащение словаря детей, развитие грамматического строя и связной речи.

Результаты обследования устной связной речи старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) при проведении контрольного среза по методике констатирующего эксперимента представлены на рис. 2.

Рис. 2. Динамика развития связной монологической речи

старших дошкольников с ОНР (%)

В результате проведенных занятий нами было отмечено улучшение показателей информативности и связности детских высказываний, а также их лексико-грамматического оформления (адекватность используемых синтаксических конструкций, уменьшение лексических ошибок, снижение аграмматизма). Старшие дошкольники с ОНР стали включать элементы описания в другие виды развернутых высказываний при пересказе, составлении сказок.

Таким образом, в процессе целенаправленного обучения с использованием сказкотерапии дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и рассказов, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.

Литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2007.
  2. Шестакова О.В. Некоторые аспекты использования сказкотерапии в работе с детьми-логопатами // http: //prol7. s-edu. ru/shestak. htrn
  3. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкогерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М: Сфера, 2007.

DEVELOPMENTAL OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Neskorodova E.D. — speech therapist.

Municipal budget preschool educational institution № 92

The article describes the possibilities of using developmental in speech therapy work with children under school age with the General underdevelopment of speech.

Keywords: children under school age with the General underdevelopment of speech, developmental technology, the development of coherent speech.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (226) выйдет
15 января 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (225) за 2022 год
Скачать Номер 1 (224) за 2022 год
Скачать Номер 52 (223) за 2021 год
Скачать Номер 51 (222) за 2021 год
Скачать Номер 50 (221) за 2021 год
Скачать Номер 49 (220) за 2021 год
Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год