Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Развитие речи у детей
Автор: Клевакина Елена Анатольевна   
12.12.2021 12:42

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития речевых и познавательных способностей. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь. Наилучшим средством стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики и творческого мышления детей относится к области организации познавательной среды, которая способствует познанию себя, своих возможностей и формирования своего отношения к миру. Уже в раннем возрасте ребенок учится формулировать свои мысли, выражать свои чувства, осознавать свои потребности. В связи с этим, процесс развития мелкой моторики выступает как необходимый компонент отображения внутреннего мира детей.

Движения пальцев рук исторически, в развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения людей были жесты; особенно здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.

Известно, что систематизированная целенаправленная деятельность, опосредующая развитие мелкой моторики, а также сенсомоторики в целом является своеобразным фундаментом развития высших психических функций ребенка на самых ранних этапах его развития. В процессе данной деятельности происходит формирование интеллектуальных способностей ребенка, развитие речевых навыков, а также сохранение и совершенствование психического, физического и социального здоровья посредством социализации в рамках активной игровой деятельности [1; 2].

 

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Выдающийся русский просветитель XVIII века Н.И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний, но и для всего их умственного развития. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.

Заниматься развитием ребенка – никогда не рано и никогда не поздно. Дети изначально рождаются талантливыми и любознательными. Задача наша и родителей – пробудить в них способности, подтолкнуть к познанию нового и неизведанного. Включиться в процесс познания ребенком окружающей реальности. И чем раньше вы сделаете это, тем лучше. С самых первых дней жизни мама и папа для младенца – это образцы для подражания. Он наблюдает за ними и в свое время начинает имитировать их действия. Это свойство детской психики можно успешно использовать для развития речевых навыков.

Есть еще одно немаловажное правило, которое стоит запомнить всем родителям: старайтесь говорить с ребенком не только много, но и правильно. Помните: вы для своего ребенка – образец, а значит, что ваши ошибки он в дальнейшем может повторять за вами.

Для развития речи у детей с раннего возраста надо применять пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры. Все это помогает малышу при общении [3; 4; 5].

На занятиях с детьми придерживаемся основного принципа игр – от простого к сложному. Все занятия проводятся в игровой форме, поэтому, они вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению. Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. [6].

Для пальчиковых игр способствуют разнообразные, эмоционально-приятные, динамичные приемы:

  1. Самомассаж пальцев рук позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша. Упражнения самомассажа в игровой форме, вызывают у детей радость и хорошее настроение.
  2. «Театр пальчиков и языка» или сопряженная гимнастика стимулирует развитие речи, учит концентрировать свое внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу.
  3. Различные виды мозаик, во-первых, способствуют развитию мелкой моторики рук, образного мышления, воображения.
  4. Игры с пластилином, который прикасаясь к каждой точке пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их.
  5. Игры с природным материалом (семена, орешки, косточки, крупа и др.) – серьезное занятие, требующее от детей усидчивости и терпения, развивающее фантазию.
  6. Игры с клубочками цветных ниток — в процессе развивается не только мелкая моторика рук, но и двигательная, нервная, и зрительная системы.
  7. Игры с пуговицами, развивают мелкую моторику, координацию движений, глазомера, внимания, усидчивости.
  8. Игры с кинетическим песком.
  9. Элементы Су-Джок, дети массируют пальцы и ладошки, что оказывает влияние на весь организм.
  10. Металлические и пластмассовые конструкторы развивают координацию, через соприкосновение предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая кинестетическую чувствительность.
  11. Упражнения со счетными палочками (деревянными и пластмассовыми), соломинками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера, развитию ручной умелости, координации, внимания, воображения.

Игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Речь его становится четкой, ритмичной, яркой, развивается память, так как ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Пальцы и кисти приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит овладение навыком письма. Главное, что важно помнить игры-занятия должны быть интересны, эмоционально приятны, не утомительны.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Данченкова, С.Н. Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук: мастер-класс / С. Н. Данченкова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. – № 1. – С. 19-20.
  2. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика / Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – Юрайт, 2015. – 496 с.
  3. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст]/ Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. — №7. – С. 33-37
  4. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики, как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова // Логопед. — 2005. — №3. – С. 25-30
  5. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками / Ю.А. Соколова. – М.: 2004. -20с.
  6. Оздоровительно-развивающие технологии в физическом воспитании дошкольников Методические рекомендации для студентов ТГПК Автор: Тарабыкина Л.З. Томск 2005 год. — 157 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год