Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья «Современная технология развития памяти и речи детей дошкольного возраста — метод мнемотехника»
Развитие речи у детей
Автор: Мальцева Марина Васильевна   
02.11.2021 19:40

Педагогическая статья «Современная технология развития памяти и речи детей дошкольного возраста — метод мнемотехника»Педагогическая статья «Современная технология развития памяти и речи детей дошкольного возраста — метод мнемотехника»

«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам — он
будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский

В современном мире очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. С чем это связано? После цифровой революции поколение людей изменилось. Современные дети уже с малых лет осваивают телефон и планшет и соответственно больше времени проводят с телефоном в руке, нежели чтением книг с мамой или папой. У детей пропадает любовь к книгам, а чтение играет одну из основных ролей в развитие личности каждого ребенка. И перед нами -педагогами стоит задача научить детей любить книгу, заинтересовать детей книгой, воспитать у ребенка интерес к чтению, заучиванию стихотворений.

Каждый воспитатель сталкивался с тем, как сложно бывает детям придумать предложение, пересказать короткий рассказ, выучить даже самое маленькое четверостишие. Для заучивания стихотворений уходит очень много времени и регулярных повторений. Как сделать так, чтобы дети с интересом, легко и быстро запоминали стихотворения?

Мне в моей работе с детьми в детском саду помогло использование метода — мнемотехника. Мнемотехника оказывает положительное влияние на процесс лексической, грамматической и фонетической формы речи детей дошкольного возраста. Благодаря данному методу в игровой форме дети легко и быстро, с огромным интересом запоминали любые стихотворения, пересказывали небольшие рассказы. Этот метод особенно актуален при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Скачтаь конспект

Мнемотехника, в переводе с греческого языка обозначает «искусство запоминания». Это система различных приемов и методов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования ассоциаций, а следовательно развитию и обогащению речи ребенка. Суть метода «мнемотехника» заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение), которое заносится в мнемоквадрат, мнемодорожку или в мнемотаблицу. Главное необходимо передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Таким образом все стихотворение или рассказ зарисовывается схематически.

Структура мнемотехники строится от простого к сложному, от простейших мнемоквадратов переходим к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам. Мнемоквадрат -это отдельная карточка с изображением символа, предмета или действия. Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. Не связанные, на первый взгяд изображения соединены одним сюжетом. Каждое нарисованное изображение несет в себе визуальную и слуховую информацию.

Мнемотаблица — это таблица в которой в каждом квадрате есть изображение (обычный рисунок или схематическое изображение) например персонажей сказки, явлений природы, любых предметов, где каждое изображение имеет свой смысл.

При запоминании информации у ребенка одновременно работают и визуальное и слуховое восприятие. Когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него в памяти возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, а в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные им образы, что способствует лучшему осмыслению текста. Использование опорных рисунков, «зашифрованных» в мнемотаблицу, помогают выучить стихотворение любой сложности, увлекает детей, превращает занятие в игру

Основные этапы работы над стихотворением с использованием мнемотаблицы:

  1. Выразительное чтение стихотворения педагогом;
  2. Побуждение детей выучить это стихотворение наизусть;
  3. Чтение стихотворения педагогом, с опорой на мнемотаблицу;
  4. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль;
  5. Воспроизведение каждой строчки стихотворения, с опорой на мнемотаблицу.
  6. Самостоятельное воспроизведение стихотворения детьми по желанию, с опорой на мнемотаблицу.
  7. Воспроизведение стихотворения целиком со всеми детьми с опорой на мнемотаблицу.

Перед вами пример нарисованной мнемотаблицы к заучиванию стихотворения В.Степанова «Космонавт»

«В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной»

Мнемотаблица помогает точно воспроизвести последовательность событий, делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными, а также формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний. Мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста я использовала для разучивания стихотворений, скороговорок, чистоговорок,, составлению рассказов и обучению пересказа. Такие таблицы можно нарисовать самим и использовать на занятии как наглядное пособие.

В результате моей работы с детьми дошкольного возраста у детей появился интерес к книге, чтению, заучиванию стихотворений, загадок, пересказыванию сказок и рассказов, словарный запас детей вышел на более высокий уровень. Декламируя стихотворения многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно рассказывать стихотворения перед гостями и родителями на детских утренниках. Родители детей в свою очередь, увидев результаты детей, заинтересовались каким способом детям так быстро удается выучить и запомнить все стихотворения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год