Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники
Развитие речи у детей
Автор: Алексеева Наталья Сергеевна   
31.10.2021 08:16

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехникиРазвитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники

Связная речь представляет собой форму мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Формирование навыков связной речи имеет большое значение для становления личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.

Требования к освоению дошкольником того или иного направления развития представлены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, согласно которому задачи образовательной области «Речевое развитие» дошкольников включают развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также владение речью как средством общения и культуры. Одной из задач реализации образовательной области «Социально коммуникативное развитие» является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, что также подразумевает формирование у него основных навыков связной монологической и диалогической речи.

 

Как следствие, сформированность навыков связной монологической и диалогической речи в современной системе дошкольного образования рассматривается как базис для ребенка дошкольного возраста, как важнейшая предпосылка благополучия его социального и интеллектуального развития, играющая важную роль в освоении различных видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества.

Речь считается связной, если она характеризуется такими критериями:

  • содержательность (хорошее знание обсуждаемой темы);
  • точность (верное изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих для данного содержания);
  • логичность (последовательное изложение мыслей);
  • ясность (понятность для окружающих);
  • правильность, чистота, богатство (разнообразие)

В связи с преобладанием у дошкольников наглядно образного вида мышления одной из наиболее оптимальных технологий развития у них связной речи будет являться мнемотехника, позволяющая представить сравнительно абстрактный речевой материал в виде визуализированных символов и образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи по развитию связной речи дошкольников:

  • развивать навыки детей составлять описательные рассказы;
  • развивать навыки детей составлять творческие рассказы;
  • развивать навыки детей составлять рассказы по сюжетной картине;
  • развивать навыки детей пересказывать художественную литературу;
  • развивать навыки детей запоминать стихотворения.

К основным способам мнемотехники возможно причислить:

  • Формирование смысловых фраз из первых букв запоминаемых данных информации. К примеру, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — очередность расцветок радуги.
  • Прием построения ассоциаций. Следует отыскать или выдумать яркую необыкновенную ассоциацию, которая объединяется с запоминаемыми данными либо определяет взаимосвязь между предметами и объектами, которые не имеют связи между собой. Ассоциация может выстраиваться по логическому принципу, а может быть абсурдной, фантастической.
  • Перекодирование или метод пиктограмм. Метод состоит в зашифровке единичных слов, фраз с помощью выдуманных знаков (символов).
  • Прием составления рассказа. Применяется с целью запоминания цепочки слов для составления рассказа. В случайном порядке выбираются карточки или предметы и предлагаются ребенку для составления небольшого рассказа. Каждый объект должен устанавливать связь с последующим посредством какого-либо действия. Запоминаемые образы следует включать в структуру рассказа в той же последовательности, в какой они были предложены, одно должно идти за другим. Чем необычнее получится рассказ, тем эффективнее будет запоминание.

Технология мнемотехники помогает решить проблему развития связной речи детей дошкольного возраста:

  • использование символов облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
  • используя графическую аналогию, дошкольники обращают внимание на признаки предметов, самостоятельно анализируют ситуацию или предмет.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

В начале используются мнемоквадраты, затем переходят к мнемодорожкам и, позже, к мнемотаблицам.

Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:

На первом этапе вместе с детьми рассматриваем таблицы и анализируем то, что на ней изображено.

На втором этапе осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в слова.

На третьем этапе воспроизведение, например, заучивание стихотворения пересказ сказки, или составление рассказа с опорой на символы.

Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, пересказа художественных произведений и помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа или пересказа;
  • последовательность рассказа, пересказа;
  • лексико-грамматическую наполняемость связной речи.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что мнемотехника является эффективной технологией, которая позволяет дошкольникам эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами; позволяет использовать ее при реализации различных направлений развития связной речи: обучении составлению рассказов, пересказах, отгадывании загадок, заучивании стихотворений и т. д. Мнемотехника как технология сочетает в себе достоинства наглядного и словесного метода, а ее эффективность объясняется учетом психологических особенностей детей (преобладание у них наглядно-образного мышления).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год