Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Влияние художественной литературы о труде взрослых, профессиях на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Развитие речи у детей
Автор: Науменко Татьяна Сергеевна   
07.07.2021 15:46

«Влияние художественной литературы о труде взрослых, профессиях на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)«Влияние художественной литературы о труде взрослых, профессиях на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Подготовила воспитатель Татьяна Сергеевна Науменко Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31» г. Биробиджан, 2021

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

На протяжении всего дошкольного детства осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различными профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях.

 Скачать конспект

Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.

Значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков. Чаще всего при ознакомлении детей с трудом взрослых, применяю наглядные способы, сочетая их со словесными (рассказы, беседы). Но, думаю, особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходятся без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. У детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Поэтому с детьми читаем такие рассказы: И. Туричина «Человек заболел»; рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал», С. Маршака «Ледяной остров», С. Сахарнова «Два радиста», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик» — они посвящены одной теме — самоотверженному труду людей. Человек-труженик — главный герой этих рассказов — предан своему делу, ему свойственны чувство долга, сила воли, самоотверженность, забота об окружающих людях. Труд каждого героя обязательно сопряжен с трудом других людей. Так у детей формируется представление о коллективном характере труда людей.

Большое влияние на детей оказывает сравнение черт характера труженика и ленивого человека. Для этого самым благоприятным и действенным материалом являются сказки, их персонажи. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример – такова реакция многих детей на полноценное художественное произведение, где представлен яркий, незабываемый, нравственно позитивный характер героя. Ярким примером было чтение сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Сначала с детьми прочитали, а затем в ходе работы по её содержанию разобрались в том, что Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны, дети поняли смысл сказки: труд награждается, а лень наказывается.

Опираясь на такую особенность старших дошкольников, как эмоциональность восприятия, можно создать поэтический образ труженика, который будет вызывать у детей восхищение, побуждать к подражанию.

Такого труженика показал детям К. И. Чуковский в образе заботливого, внимательного доктора Айболита. Поэт показывает поведение доктора в экстремальных ситуациях, когда ему приходится преодолевать разные препятствия на пути к цели. Врач не может отказаться от своей цели, выполняя свой долг перед заболевшими зверятами.

В рассказе К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» показывается, как много усилий прилагают труженики, чтобы достичь успеха. В этом автору помогает использование образа мальчика, который хочет поскорее надеть новую рубашку. Перед ребенком-слушателем проходит весь процесс труда взрослых: от посева семян льна до изготовления рубашки. А по ходу рассказа в ответ на нетерпеливые вопросы мальчика автор говорит ему: «Славная будет рубашка!».

Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, старюсь знакомить их и с современными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер» и др. Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах, такие как Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе».

Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака – пожарника Кузьмы «Пожар», почтальона «Почта», С. Михалкова – дяди Степы-милиционера и др. А также художественные произведения В. Берестова «Кто чему научится», Басни Л. Толстого «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец»; рассказы С. Георгиева «Бабушкин садик»; Л. Пантелеева «На море» В. Осеевой «Волшебная иголочка»

Также могу рекомендовать используемые мной произведения: С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел»).

Эти произведения использую во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.

Кроме авторских литературных текстов в своей работе успешно применяю фольклорную прозу или поговорки и пословицы о труде. Они тоже в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

При этом, русские поговорки и пословицы о труде обращают внимание ребят на то, что недостаточно бездумно делать свою работу, необходимо ее любить. Любимая работа – всегда лучше, чем нелюбимая, надоевшая, которую не зря в народе называют – рутиной.

Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание уделяю выразительному чтению текста, постановке логических ударений в нужных местах, соблюдению необходимых пауз, а также подбору красочных иллюстраций, которые помогли бы воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: волк не выше зайца, ворона не должна походить на воробья и т.д.

Предпочтение отдаю тому материалу, который органически связан с идеей, духом, стилем художественного произведения, так как художник должен выступать как толкователь, интерпретатор, помощник в постижении произведения писателя.

Работа по ознакомлению детей с трудом взрослых при помощи чтения художественной литературы повлияла на речевое развитие детей в моей группе. Поэтому вопросы речевого развития детей рассматриваю в аспекте интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» по задачам и содержанию психолого-педагогической работы.

Язык как предмет познания привлекает внимание старших дошкольников. В процессе знакомства с трудом людей разных профессий словарь моих воспитанников пополняется названиями предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения. Анализируя поведение и состояние литературного героя, дети начинают понимать, использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т.д.), состояния и настроения, внутренние переживания человека; осваивают средства языковой выразительности, придающей индивидуальность, неповторимость речи. Находят в текстах литературных произведений и создают свои образные сравнения, эпитеты; используют средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.

Поэтому основой работы по развитию речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними, познает мир социальных отношений между людьми, участвует в исследовательско-познавательной деятельности, узнает много новых слов, учится использовать их в речи, обогащает тем самым свой словарный запас, развивает связную речь.

Например, из произведений К. И. Чуковского ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Произведения К. И. Чуковского дают образцы русского литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, образность, выразительность.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Поэтому обязательно выстраиваю работу по объяснению значения тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов; употребление слов или словосочетаний до чтения, во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др. Но при этом стараюсь следить за тем, чтобы, усваивая новые слова, дети вместе с тем правильно понимали их значение.

Например, перед знакомством с произведением Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» я внесла коробочку, в которую положила кусочки ткани с запахами: ванилина, краски, лекарств.

Воспитатель: Ребята обратите внимание, что я вам принесла?

Дети обращают внимание на содержимое коробки, открывают, обращают внимание на запах.

Проблема:

Воспитатель: Как вы думаете, что это?

Ответы детей: Разные запахи.

Воспитатель: Кому могут принадлежать эти запахи?

Дети: Так пахнет доктор…так пахнет пекарь…и т. д.

Воспитатель: Да. Так пахнут разные профессии; каждая профессия человека имеет свой запах.

Воспитатель: Дети, а как вы считаете, что такое ремесло?

Ответы детей: Ремесло — это дело, которым занимается человек.

Воспитатель: Итальянский писатель Д. Родари написал такое удивительное стихотворение «Чем пахнут ремесла».

Воспитатель читает детям произведение.

Воспитатель: О каких профессиях говорится в стихотворении?

Ответы детей: стекольщик, маляр, шофер, рабочий, кондитер, крестьянин, рыбак, доктор.

Воспитатель: Ребята, скажите, есть ли у нас в волшебной коробочке запахов, запахи, которые можно отнести к ремёслам, о которых говориться в стихотворении?

Ответы детей: Да! Доктор, кондитер и маляр.

Перед чтением произведения В.В. Маяковского «Кем быть?» активизировала словарь детей с помощью игры «Профессии в загадках». В процессе работы дошкольники вспомнили названия профессий, предметы труда.

В ходе образовательной деятельности «Транспорт в нашем городе» с помощью коротких стихотворений о различных видах транспорта дошкольники вспомнили названия наземного транспорта, основные части, функциональное назначение каждого.

Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы, созданные на основе пословицы, или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, использую методические приемы, развивающие у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Это: повторное чтение всего текста, повторное чтение отдельных частей его. Чтение сопровождаю:

  1. игровыми действиями детей;
  2. предметной наглядностью: а) рассматриванием игрушек, муляжей, б) рассматриванием иллюстраций, в) привлечением внимания слушателей реальным объектом;
  3. словесной помощью: а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения б) постановкой после чтения поисковых вопросов, в) подсказыванием при ответах детей — слов–эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрая, злой, решительный, мужественный и т.д.).

Например, знакомство с профессией «почтальон» осуществляла в процессе чтения произведения С.Я. Маршака «Почта», которое сопровождала показом иллюстраций путешествия письма. Работу продолжила с помощью организации речевых игр, в основе которых небольшой авторский текст или предложения — они также способствуют пониманию рода профессии, значимости, усвоению грамматических, морфологических, синтаксических норм речи.

Речевая игра «Чья телеграмма?»

Я оранжевый вагон,
Очень добрый почтальон.
Телеграммы есть для Коли,
Для его подруги Оли.

– Эта телеграмма для Оли. Это чья телеграмма? (Это Олина телеграмма.)

–Эта телеграмма для Коли. Это чья телеграмма? (Это Колина телеграмма.)

Речевая игра «Что делает? Что делают?»

– Ребята, сейчас мы с вами расскажем, что можно сделать с бандеролями, письмами и посылками.

– Ваня письмо отправляет, а дети письма (что делают?)(Отправляют.)

– Почтальон телеграммы разносит, а почтальоны телеграммы (что делают?)(Разносят.)

– Мама марку на конверт наклеивает, а мамы марки на конверты (что делают?)(Наклеивают.)

– Дедушка бандероль получает, а дедушки бандероли (что делают?)(Получают.)

Маша поздравительную открытку рисует, дети поздравительные открытки (что делают?)(Рисуют.)

Мальчик письмо в почтовый ящик опускает, а мальчики письма в почтовые ящики (что делают?)(Опускают.)

– Чьи истории мы сегодня слушали? Что может быть почтовым?

- Что нужно не забывать делать в праздники, дни рождения и когда наши родные и друзья находятся далеко? (Присылать поздравительные открытки и письма.)

Знакомство с трудом людей, выращивающих хлеб, началось с проблемной ситуации. Я сообщила детям, что звонил повар, Наталья Анатольевна, и сообщила, что хлеб на обед не привезли. Что нам делать? Можем ли мы сами испечь хлеб? Из каких продуктов его пекут. Для этого предложила послушать украинскую народную сказку «Колосок». После рассказывания сказки беседовали с детьми о последовательности появления хлеба. Кроме этого использовала пословицы о хлебе.

Хлеба ни куска, так и стол – доска;
Худой обед, коли хлеба нет;
Хлеб – всему голова;
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре;

Худ обед, когда хлеба нет;
Плох обед, коли хлеба нет;
Много свету – много хлеба;
Хочешь есть калачи – не лежи на печи;

Хлеб – батюшка, вода – матушка;
День прозевал – урожай потерял;
Хорошо трудиться – хлеб уродится.

Словесную игру, в ходе которой дети упражнялись в образовании и подборе однокоренных слов к слову «хлеб».

Назови хлеб ласково (Хлебушек)
Крошки хлеба, какие? (Хлебные)
Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
Кто печёт хлеб? (Хлебопек)
Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)
Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

Предложила своим воспитанникам поучаствовать в ситуативном диалоге ( «ситуативный диалог и ситуативный разговор это специально проектируемая педагогом, или возникающая спонтанно форма общения, направленная на социализацию дошкольников и формирование их коммуникативных способностей. Используя данную педагогическую технологию, взрослый имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе разные понятия) «Как обращаться с хлебом?» Как в старину люди говорили о хлебе? ( «В последней крошке вся сила!». Его нельзя выбрасывать. Оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам). Поэтому хлеб нужно беречь. А что мы можем сделать для этого?

Затем внесла хлеб на вышитом полотенце и прочитала стихи:

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!

Пригласила детей попить чай с хлебом.

Работу по ознакомлению детей с трудом строителя выстраивала поэтапно, по произведениям «Кто построил этот дом» С. Баруздина и «Пойдем на работу» М. Познанской, объединенных общей темой «Строители». Стихотворение «Кто построил этот дом» состоит из отдельных частей. Каждая представляет собой короткое повествование о содержании работы архитектора, каменщика, кровельщика, штукатура, столяра. Части объединены одной идеей: дом строится быстро благодаря дружбе строителей, много труда должны они затратить, чтобы построить дом, люди ждут и радуются новым домам.

Вместе с детьми читали произведение, по ходу чтения демонстрировали увеличенные иллюстрации без их комментирования, интонационно подчеркивали наиболее яркие эпизоды. После прочтения, чтобы дети лучше поняли содержание прочитанного, провела небольшую беседу. При этом старалась сохранить непосредственное эстетическое впечатление ребят, вызванное чтением произведения, поддержать чувство удивления новыми знаниями о строителях. Затем старалась помочь детям осознать и прочувствовать наиболее поэтичные места стихотворения, выражающие отношение автора к труду и результатам труда рабочих; обучала ребят по отдельным поэтическим деталям, определениям, эпизодам произведения собирать целостный литературный образ. И лишь затем на основе эстетического чувства, вызванного восприятием стихотворения и знаний о труде, содействовать формированию положительного отношения к литературным героям строителям.

Продолжением работы по формированию положительного отношения детей к строителям было ознакомление их с лирическим произведением М. Познанской «Пойдем на работу». В стихотворении отражены мысли и чувства лирического героя мальчика, мечтающего принять участие в строительстве дома. Работу выстроила таким образом: сначала с детьми вспомнили строки из стихотворения С. Браздина «Кто построил этот дом», раскрывающие красоту построенного дома.

*.. В нем столько светлых окон
Считать не сосчитать.
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.

В доме десять этажей
В доме тысячи людей...

- Затем задала вопросы к детям, которые помогли выяснить отношение ребят к содержанию стихотворения.

- А вы бы хотели построить такой дом?

Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение, в котором говориться о том, как мальчики тоже мечтали построить красивый дом:

*.. Мы такой построим дом,
Чтоб сияло солнце в нем,
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире,

Мы построим дом хороший,
Чтоб жилось просторно в нем...

- Работа продолжилась беседой с детьми, в ходе которой дети смогли выразить свое отношение к прочитанному, а также рисованием того, что больше всего понравилось в стихотворении.

Чувства героев стихотворения, мечтающих пойти на работу, оказались созвучными с чувством детей, вызвали соответствующие реакции. Это отразилось в их высказываниях, в интонации чтения стихотворения наизусть, в радостных тонах рисунков, в улыбке изображенного рабочего.

Беседа по произведению – важный этап в понимании содержания литературного произведения, она включает в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Словесные представлены чаще всего вопросами. Вопросы стараюсь задавать такие, ответ на которые требует мотивации оценок: почему именно так поступили ребята? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы иметь такого друга и почему? Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.

Например, некоторые вопросы из беседы по стихотворению «Кем быть?»

- Понравилось вам стихотворение?

- О чем это стихотворение?

- Какие профессии описывает в своем стихотворении автор?

- Какие инструменты использует столяр?

- Что сыплется из-под пилки?

- Перечислите этапы работы инженера строителя?

- Вспомните, что делал доктор?

- Чем хороша профессия рабочего?

- Давайте вместе вспомним слова, которыми автор описывает летчика?

Беседа на вопросы по рассказу Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

- О ком этот рассказ?

- Что маленькая Маша делала, чтобы стать большой?

- Почему взрослые смеялись над ней?

- Когда папа и мама назвали Машу большой?

- Как вы думаете, взрослые радуются, когда маленькие дети трудятся?

- Взрослым нужна ваша маленькая помощь?

- А какие дела, можно назвать добрыми? (Поднимают настроение, утешают, помогают в трудную минуту). Но любое «доброе дело» радует окружающих и создает хорошее настроение.

Задавая вопросы, учу детей давать полные и подробные ответы, тактично исправляя неверно употребленный падеж при согласовании, форму слова, прошу говорить четко, не искажая слов. Привлекаю внимание детей к языку произведения, включаю в вопросы слова и словосочетания из текста, использую выборочное чтение поэтических описаний, сравнений. При необходимости предлагаю ребенку еще раз пересказать отрывок из текста или прошу другого ребенка рассказать данный отрывок, или сама еще раз прочитываю текст.

На примерах прочитанного, дети учатся употреблять средства художественной выразительности в своем словесном творчестве, ясно представляют объект рассказа, умеют отбирать свойства и качества предмета, устанавливают причинно-следственные временные отношения. Кроме того, дети подбирают наиболее подходящие слова для выражения данной мысли.

На примерах положительных героев произведений у детей повышается культура общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять, внимательно слушать друг друга, не перекрикивать и не перебивать).

Очень нравятся детям различные пальчиковые игры, физминутки, в содержании которых небольшой литературный текст. Такие игры активизируют у детей глагольную лексику, помогают соотнести слово с действием, воспитывают интерес к слову, стремление понять значение новых, неизвестных слов.

Например, пальчиковая игра "Автобус"

Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль (изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжикбжик-бжик (параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.

Двери открываются — двери закрываются. (ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип (нажимаем себе на нос)

Словесная игра «И я»

- Я разбрасываю свои игрушки.

- Я поливаю цветы – «И я!»

- Я подметаю пол – «И я!»

- Я помогаю бабушке – «И я»

- Я дергаю кошку за хвост.

- Я не шумлю, когда мама отдыхает – «И я»

- Я не здороваюсь с соседкой.

Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)

А тут отключили свет.

Повар леща берет (Загибают большие пальцы.)

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы.)

Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы.)

Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.)

И очень доволен он. (Разводят руками)

Физминутка «Почтовый ящик»

На скамейку я встаю, Поднимаются на носочки и тянутся

Еле ящик достаю. за руками вверх.

Открываю ящик «Открывают»,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика Приседают – встают с вытянутыми

Письма настоящие. руками.

Таким образом, произведения художественной литературы не только помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, но и влияют на речевое развитие детей. А именно:

  1. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный. Дети активно используют в речи слова-обобщения: «профессия», «материал», «инструменты», «техника»;
  2. Дети могут описывать трудовой процесс, рассуждают о значимости труда людей разных профессий, поддерживают разговор на эту тему.
  3. Дети знают и называют все компоненты трудового процесса, соотносят результаты труда и набор средств, материалов, трудовых действий с названием профессии.
  4. Дети стали внимательнее к собственной речи и речи своих товарищей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год