Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Развитие речи у детей
Автор: Ким Татьяна Вячеславовна   
26.06.2021 19:58

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования города Москвы ГБОУ Школа № 1373 Дошкольные программы

Составила: воспитатель Ким Татьяна Вячеславовна Москва 2019

1. «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков, развивать речевое дыхание детей.

Описание: Воспитатель показывает картинку с изображением собаки, щенка, кошки, котёнка и т.п.

Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель показывает картинку с изображением кошки. Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? Котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко?). (Ответы детей). Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

 

Скачать конспект

2. Игра «Позови свою маму.»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Описание: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок). Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку и т.п.

3. Сказка «Поспешили – насмешили.»

Цель: Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе: дом с открытым окном; изображение медведя; лягушки, мышки, курицы, гуся, коровы. Продумать вопросы по тексту сказки.

Описание: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква — к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи — пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко — корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Га-га-га — горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му- му-му — попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р- р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Вопросы по сказке.

4. Рассказ «Кто как кричит?»

Цель: Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Описание: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? ( «Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи- пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? ( «Пи-пи-пи».) Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? ( «Мяу-мяу-мяу».) А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу». Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

5. Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Описание: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? — Белка. Кто живёт в скворечнике? — Скворцы. Кто живёт в гнезде? — Птицы. Кто живёт в будке? — Собака. Кто живёт в улье? — Пчёлы Кто живёт в норе? — Лиса. Кто живёт в логове? — Волк. Кто живёт в берлоге? — Медведь.

Вариант 2. Педагог: -Дети: Где живёт медведь? — В берлоге. Где живёт волк? — В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

6. «Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать предмет к действию и действие к предмету.

Описание: Воспитатель называет действие, а дети должны назвать тех, кто выполняет это действие.

Например, прыгает-зайчик, лягушка. И наоборот, воспитатель называет предметы, а дети называют действие. Например: солнце, лампа-светят.

7. «Придумай слово.»

Цель: обогащение словаря детей.

Давай придумаем тёплые слова (батарея, чай, солнце)

-холодные слова (снег, мороз, лёд, ветер)

-круглые слова (шар, мяч, часы, луна.)

-колючие слова (укол, ёж, комар) и т.д.

8. «Скажи наоборот.»

Цель: подбор слов-антонимов.

Слова- антонимы: высокий- низкий, далеко- близко, грязный- чистый и т.д.

(Этот мальчик добрый, а этот …злой.)

9. «Назови одним словом.»

Цель: подбор обобщающих понятий, обогащение словаря.

Капуста, огурец, лук, помидор- это… (овощи и т.д.)

Кукла, машина, пирамида, кубики-это… (игрушки и т.п)

10. «Назови правильно.»

Фрукты — это……

Мебель- это…

Игрушки-это…

Овощи-это…

11. «Кого или чего не стало.»

Цель: упражнять в образовании формы родительного падежа ед. ч.; способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности.

Описание:

Разложить на столе 4 картинки или 4 игрушки, рассмотреть, спрятать одну. Спросить, какой игрушки не стало. Если ребёнок легко справляется с заданием, убирать по 2 предмета.

12. «Найди отличие.»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, связной речи.

Описание: Подбирать картинки с крупным изображением, очень похожие. Предлагаете найти, чем они отличаются.

13. «Прятки – догадки.»

Цель: закрепление знания предлогов: в, на, под, за.

Ставить1 предмет на разные места. Спросить: куда спрятался зайка? (под стол, на стул, на окно, в шкаф, за дверь.)

14. «Один- много.»

Цель: образование мн. ч. имени сущ-го.

Использовать предметы: стул, мяч, кукла, машинка и т.п

1 тарелка, много- тарелок; Это тарелка, это тарелки и т.д.

1 стул, много- стульев.

15. «Кто что умеет.»

Цель: подбор слов-действий к слову-предмету.

Мама что делает? (Стирает, моет, гладит, готовит.)

Дождик (что делает?) – льёт, капает, стучит по крыше и т.д.

16. "Посчитай."

Цель: согласование числительных с существительными.

1 помидор, 2 помидора, 3..., 4..., 5 помидоров. 1 огурец, 2..., 3..., 4..., 5... 1 репа, 2..., 3..., 4..., 5... 1 кабачок, 2..., 3..., 4..., 5...

(карандаши, куклы, чашки, стулья и т.п)

17"Назови цвет, форму."

Цель: согласование существительных с прилагательным.

Помидор (какой?) – красный, круглый;

(огурец, морковь, репа…)

18. "Назови ласково."

Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Помидор – помидорчик; репа – репка; кукла-.., мяч-… и т.п.

19. «Слушай и делай».

Цель игры: учить составлять предложения о действиях детей, отрабатывать грамматические значения слов.

Ход работы. Воспитатель предлагает детям встать в круг. На ушко каждому говорит, что тот должен сделать. Дети по очереди выполняют действия, а все говорят, что они сделали.

Катя танцует. Петя ест.

Маша умывается. Дима поймал рыбу.

Нина катает машину. Света спит.

20. «Доскажи словечко».

Цель игры: развитие точности произношения слов, грамматического значения слова.

Ход работы. Воспитатель читает стихотворение, а дети подсказывают слово в конце стихотворения. В качестве помощи детям используется иллюстративный материал.

Я рубашку сшила мишке,

я сошью ему… (штанишки).

Не послушал зайка папу,

отдавили зайке… (лапу).

Прицепившись к задней шине

Едет мишка на… (машине).

Возле речки, на болоте

Летом вы её найдёте.

То не рыбка, не зверушка-

А зелёная… (лягушка).

Лежебока рыжий кот

отлежал себе… (живот).

Доски на гору везём

Будем строить новый… (дом)

Мишка плачет и ревёт,

Просит пчёл, чтоб дали… (мёд).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную… (лепили) и т. д.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год