Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине с опорой на модель»
Развитие речи у детей
Автор: Налеухина Людмила   
22.06.2021 14:42

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине с опорой на модель»МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине с опорой на модель»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД №4 «СОЛНЫШКО»

Подготовила: воспитатель Налеухина Л.В. РП. Кадуй 2020 г.

Цель: транслирование опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по составлению рассказов по картине с целью мотивации педагогов ДОО к использованию развивающих приемов ТРИЗ и повышение их компетентности в обучении детей составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения.

Задачи:

  • познакомить педагогов с этапами работы по составлению рассказов по картине с опорой на модель;
  • передать способы методических приемов в овладение детьми основных этапов работы над картиной;
  • создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
  • способствовать освоению педагогами методов и приемов составления рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления.
  • сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в образовательном процессе методов и приемов развития связной речи дошкольников в рамках ТРИЗ.
  • апробировать на практике использование модели в составлении пробного рассказа по картине.

Оборудование: модели (пример), проектор, презентация, репродукции картин (портрет,..), карточки для педагогов с символами, карточки для «оживления» картины, альбом с эмоциями, картина «Кошка с котятами» (Серия О.С. Ушаковой), листы бумаги для «Подзорной трубы», подносики для схем.

 

Скачать конспект

Слайд 1

Ход:

- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить опыт работы по обучению составлению рассказов по картине с использованием ТРИЗ.

Поскольку, в современном образовании стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, то эта технология именно развивающая, использование ее наиболее полно отвечает этим задачам и рекомендациям ФГОС ДО.

В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др. ТРИЗ помогает развивать у детей эти качества личности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Поскольку речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Большую часть времени, когда человек бодрствует, он посвящает основным видам речевой деятельности.

- Какие это виды? (говорение, слушание, чтение, письмо)

Раньше был и есть распространенный вид составления рассказа по образцу воспитателя (и такая работа тоже нужна, поскольку развивается слуховая память). Да, тоже рассматривали картину, дети отвечали на вопросы о времени года, во что одеты персонажи, что делают. Но потом давался … Что? (образец рассказа) И дети рассказывали по образцу педагога (цепочками, индивидуально, парами… как угодно) У кого слуховая память лучше, тот воспроизведет рассказ взрослого, у кого память не совершенна, тот, с помощью взрослого или детей, тоже расскажет. Я это очень хорошо помню (я дошкольник и очник), методики давались серьезно.

А используя ТРИЗ, дети рассказывают с опорой на схемы, модель, придерживаясь определенного алгоритма, что позволяет наиболее полно, глубоко рассмотреть изображенное и последовательно воспроизвести то, что изображено. Можно сказать, что и здесь присутствует шаблон, но у каждого ребенка свое видение элементов картины. Здесь, несмотря на алгоритм и схемы, прослеживается творчество, редко, когда рассказы повторяются.

Конечно, есть схемы, которые не позволяют отклониться от изображенного (Время — день не назвать ночью), но схема помогает отметить время, отраженное художником. Но есть схемы, которые позволяют детям придумать индивидуальные ответы (какие проблемы у героя, если мы рассматриваем портрет, о чем думает, что слышит герой, ведь, находясь в лесу, рассматривая пейзаж, можно разное услышать, название картины).

Слайд 2 «Гитарист»

Например, на РМО при составлении рассказа по картине Василия Тропинина «Гитарист»

- А что бы вы предложили на вопрос «О чем думает молодой человек?» (ответы педагогов)

Тася К. на вопрос о чем думает, какая может быть у него проблема, ответила, что он любит девушку, а она его нет. Кто-то сказал «Готовится к концерту и переживает, как он выступит» и пр.

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.

Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой

технологии является то, что, как я уже говорила, обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления.

Каждая схема заставляет ребенка думать и оформлять свои мысли в речевом воспроизведении.

- Очень сложно за одно занятие дать полное представление о данном методе – составление описательного рассказа по картине с опорой на модель.

Чтобы полноценно понять картину, необходимо запланировать и провести много предварительной работы:

1. Это работа по определению жанра живописи.

  • Попробуйте назвать, какие жанры живописи знаете вы (натюрморт портрет, марина, пейзаж, бытовая живопись, анимализм (животные), историческая, а сейчас есть понятие беспредметная живопись …думаю, интерьерные картины) Есть смешанные жанры.

-Кто автор картины «Утро…?»

Слайд 3

ПР. Общеизвестно, что картину «Утро в сосновом лесу» написал Иван Иванович Шишкин. Но, оказывается, Шишкин не умел или не хотел писать животных, он был крутым пейзажистом, Константин Савицкий Анималист писал животных. Когда картина попалак какому-то коллекционеру, он просто вычеркнул фамилию Савицкого. Непонятно, чем это было мотивировано. Виды портретов, в свою очередь, тоже разные. Мы учились определять вид портрета.

Слайд 4

-Попробуйте определить, какой вид портрета подходит к данным изображениям.

Слайд 5 Определения видов портрета.

Слайд 6

Работали над распознаванием, определением эмоций (предварительная работа по составлению рассказа по портрету, тк есть схема «Настроение»).

Дети предполагали, когда проявляется та или иная эмоция (дружат – не дружат и пр.) Уже сейчас, работая в группе раннего возраста, можно на элементарном уровне, показывая изображение радостного или плачущего ребенка, предположить, почему плачет или радуется девочка. Развивать эмоциональную сферу очень важно именно с раннего и младшего дошкольного возраста. Чувство эмпатии развивать.

Слайд 7

Модель (работа со схемами)

Практическая часть

Мы с детьми работали по круговой модели (ОПЫТ ПОЗАИМСТВОВАН В ДС 121» Г. ЧЕРЕПОВЕЦ), детям нравилось передвигать стрелочку, они таким образом «включались», сосредотачивались к следующему действию. Эту модель можно применить не только для описания портрета, но и других жанров живописи.

- Давайте попробуем составить творческий рассказ по портрету используя данную модель.

- Какие вопросы по схемам вы можете задать? (дети подготовительной группы очень хорошо умели задавать вопросы по схемам)

- Кто изображен на картине? Какой вид портрета? (мы учились определять виды портретов: камерный, семейный, парадный, автопортрет, иллюстративный – герои)

- Реальный это персонаж или фантастический?

- Во что одеты герои?

- Какая композиция портрета?

- Где происходит событие (Улица, дом, лес)

- Какое время суток? Какое время года? Прошлое, настоящее время жизни героев?

-Что видят, слышат и чувствуют персонажи? (Прием: если бы я оказался в картине, чтобы я увидел, услышал и почувствовал)

- Что окружает персонажей (обстановка)?

- Какие действия совершают герои и для чего?

- Могут ли быть проблемы у персонажа?

-Какое настроение?

- Какое название можно дать рассказу?

- Чтобы научить чему-то детей, надо самим владеть навыками составления рассказа по модели. Давайте потренируемся и попробуем составить рассказа по портрету — Картина «Язычок Коломбины» Сомов Константин (раздать схемы и воспитатели по очереди освещают составляющие рассказа, а ведущий двигает стрелку на модели, дополняет, по мере необходимости)

Слайд 8

- Позже мы подойдем к ТРИЗовским приемам, подходам составления рассказа, а пока…

Слайд 9

Общие требования к организации работы с картиной

  1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
  2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
  3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней и постоянно находится в поле зрения детей.
  4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
  5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
  6. Педагог должен сам быть заинтересованным, эмоциональным при составлении рассказов и при восприятии детских рассказов.

Методика работы над картиной состоит из несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений

ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТИНЫ «КОШКА С КОТЯТАМИ»

1 этап Определение состава картины

С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине.

Приемы: "Подзорная труба", бинокль, камера, хоть всевидящее око.

Например, взять альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с кашей, дом, дерево, воробьи, трава.

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю, пол-потолок..

Советы педагогу:

  • воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей;
  • темп работы должен быть достаточно быстрым,
  • обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол — потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами: «Такой-то объект лежит на полу, а этот – летает в небе».
  • по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;
  • окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».

2 этап: Установление взаимосвязей между объектами

Прием «Сыщики»

- Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для этого предлагаются творческие задания:

Может быть, волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (сначала воспитатель указывает на два объекта).

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами. Взаимодействие между объектами могут быть

установлены на уровне: физических связей (касание, давление...);

эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...);

родственных связей (брат — сестра, мама — дети...).

Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

Пример «Кошка с котятами» Кошка — дом.

«Кошка живет в доме с хозяевами, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней»

Игра № 2 «Ищу родственников»

Цель: классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщенными понятиями.

Игровые действия: нахождение однородных объектов по заданному классифицированному признаку:

  • природный мир рукотворный мир
  • живая природа неживая природа
  • целое частное
  • по месту нахождения
  • по выполняемой функции

3 этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Прием «вхождения в картину».

Цель: обучение детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:

  • учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
  • побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты».

-Что можно услышать, глядя на картину «Кошка с котятами»?

  1. «Я слышу, как котенок лакает молоко; мурлычет, прижавшись к маминому животу. Как кричат и играют деревенские мальчишки».
  2. «Я слышу, как кошка-мама разговаривает с котятами: «Вот сейчас отдохнем, и пойдем гулять во двор. Я вам покажу птиц. Они тоже живут в

нашем дворе».

Работая с детьми по рассматриванию картин, и, если, в комнате было открыто окно, то мы представляли, какие звуки с улицы могут доноситься.

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи» Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать

словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я глажу руками кошку и котят. Шерстка у них мягкая и пушистая. Язычок у кошки шершавый и теплый, а нос холодный. На улице жарко, а в лесу

прохладно. Прохладно и в доме у человека».

Советы педагогу:

  • Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора
  • Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
  • Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
  • Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» (не ко всем картинам)

Цели:

  • учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;
  • уточнить представления о способах и продуктах питания;
  • побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.

Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Примеры рассказов:

  1. «Я — мама — собака. Я грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых — жесткая, и я не могу ее разгрызть».
  2. «Я — берёза. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни есть

кашу. Мне это и невкусно».

Уважаемые педагоги, перед вами лежат карточки, посмотрите, каким волшебником вы будете. «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.

Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т.д.

Игра «Живые картинки» (выстраивание на ковре)

Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Пример игры

Распределение ролей:

дом — Оля,

будка — Лена,

собака — Вася,

ель — Оксана,

веревка — Федя.

Дом—Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.

Будка — Лена: Позади меня дом, а впереди — собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.

Ель — Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома — в лесу. На ковре я встану позади дома.

Собака — Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.

Осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".

4 этап. Составление рассказов от лица разных героев

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Выбрать героя на картине.
  2. Определить его настроение или свойства характера.
  3. «Войти» в образ героя (представить себя им).
  4. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера

Советы педагогам:

  • При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст детей.
  • Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаз собаки).
  • От простых и обобщенных эмоций (добрый — злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).

Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я тот то…», потом описать свое эмоциональное состояние или

настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа — восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

Результат:

Применение данной технологии дает возможность детям без труда создавать несколько вариантов рассказа на одном занятии путем изменение эмоционального состояния героев рассказа; варьирование главных и второстепенных героев; включение в рассказ описания ощущений главных персонажей, усиления образности; введение элементов творческого рассказа.

Дети составляют рассказ самостоятельно, иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя.

Интерес к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. Наличие зрительного плана (модели) делает рассказ детей чётким, связным, полным, последовательным. У детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

Источники:

  • Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2006 OTSM-TRIZ Technologies Center 2004-2013 See Core Project http: //www. trizminsk. org
  • И. Н. Мурашковская, Н.П. Валюмс «Картинка без запинки», «Когда я стану волшебником».

Приложение 1

Составление рассказа по портрету (Картина «Язычок Коломбины» Сомов Константин)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год