Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине с опорой на модель»
Развитие речи у детей
Автор: Налеухина Людмила   
22.06.2021 14:42

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине с опорой на модель»МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей дошкольного возраста составлению рассказов по картине с опорой на модель»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД №4 «СОЛНЫШКО»

Подготовила: воспитатель Налеухина Л.В. РП. Кадуй 2020 г.

Цель: транслирование опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по составлению рассказов по картине с целью мотивации педагогов ДОО к использованию развивающих приемов ТРИЗ и повышение их компетентности в обучении детей составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения.

Задачи:

  • познакомить педагогов с этапами работы по составлению рассказов по картине с опорой на модель;
  • передать способы методических приемов в овладение детьми основных этапов работы над картиной;
  • создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
  • способствовать освоению педагогами методов и приемов составления рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления.
  • сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в образовательном процессе методов и приемов развития связной речи дошкольников в рамках ТРИЗ.
  • апробировать на практике использование модели в составлении пробного рассказа по картине.

Оборудование: модели (пример), проектор, презентация, репродукции картин (портрет,..), карточки для педагогов с символами, карточки для «оживления» картины, альбом с эмоциями, картина «Кошка с котятами» (Серия О.С. Ушаковой), листы бумаги для «Подзорной трубы», подносики для схем.

 

Скачать конспект

Слайд 1

Ход:

- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить опыт работы по обучению составлению рассказов по картине с использованием ТРИЗ.

Поскольку, в современном образовании стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности, то эта технология именно развивающая, использование ее наиболее полно отвечает этим задачам и рекомендациям ФГОС ДО.

В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др. ТРИЗ помогает развивать у детей эти качества личности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Поскольку речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Большую часть времени, когда человек бодрствует, он посвящает основным видам речевой деятельности.

- Какие это виды? (говорение, слушание, чтение, письмо)

Раньше был и есть распространенный вид составления рассказа по образцу воспитателя (и такая работа тоже нужна, поскольку развивается слуховая память). Да, тоже рассматривали картину, дети отвечали на вопросы о времени года, во что одеты персонажи, что делают. Но потом давался … Что? (образец рассказа) И дети рассказывали по образцу педагога (цепочками, индивидуально, парами… как угодно) У кого слуховая память лучше, тот воспроизведет рассказ взрослого, у кого память не совершенна, тот, с помощью взрослого или детей, тоже расскажет. Я это очень хорошо помню (я дошкольник и очник), методики давались серьезно.

А используя ТРИЗ, дети рассказывают с опорой на схемы, модель, придерживаясь определенного алгоритма, что позволяет наиболее полно, глубоко рассмотреть изображенное и последовательно воспроизвести то, что изображено. Можно сказать, что и здесь присутствует шаблон, но у каждого ребенка свое видение элементов картины. Здесь, несмотря на алгоритм и схемы, прослеживается творчество, редко, когда рассказы повторяются.

Конечно, есть схемы, которые не позволяют отклониться от изображенного (Время — день не назвать ночью), но схема помогает отметить время, отраженное художником. Но есть схемы, которые позволяют детям придумать индивидуальные ответы (какие проблемы у героя, если мы рассматриваем портрет, о чем думает, что слышит герой, ведь, находясь в лесу, рассматривая пейзаж, можно разное услышать, название картины).

Слайд 2 «Гитарист»

Например, на РМО при составлении рассказа по картине Василия Тропинина «Гитарист»

- А что бы вы предложили на вопрос «О чем думает молодой человек?» (ответы педагогов)

Тася К. на вопрос о чем думает, какая может быть у него проблема, ответила, что он любит девушку, а она его нет. Кто-то сказал «Готовится к концерту и переживает, как он выступит» и пр.

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.

Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой

технологии является то, что, как я уже говорила, обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления.

Каждая схема заставляет ребенка думать и оформлять свои мысли в речевом воспроизведении.

- Очень сложно за одно занятие дать полное представление о данном методе – составление описательного рассказа по картине с опорой на модель.

Чтобы полноценно понять картину, необходимо запланировать и провести много предварительной работы:

1. Это работа по определению жанра живописи.

  • Попробуйте назвать, какие жанры живописи знаете вы (натюрморт портрет, марина, пейзаж, бытовая живопись, анимализм (животные), историческая, а сейчас есть понятие беспредметная живопись …думаю, интерьерные картины) Есть смешанные жанры.

-Кто автор картины «Утро…?»

Слайд 3

ПР. Общеизвестно, что картину «Утро в сосновом лесу» написал Иван Иванович Шишкин. Но, оказывается, Шишкин не умел или не хотел писать животных, он был крутым пейзажистом, Константин Савицкий Анималист писал животных. Когда картина попалак какому-то коллекционеру, он просто вычеркнул фамилию Савицкого. Непонятно, чем это было мотивировано. Виды портретов, в свою очередь, тоже разные. Мы учились определять вид портрета.

Слайд 4

-Попробуйте определить, какой вид портрета подходит к данным изображениям.

Слайд 5 Определения видов портрета.

Слайд 6

Работали над распознаванием, определением эмоций (предварительная работа по составлению рассказа по портрету, тк есть схема «Настроение»).

Дети предполагали, когда проявляется та или иная эмоция (дружат – не дружат и пр.) Уже сейчас, работая в группе раннего возраста, можно на элементарном уровне, показывая изображение радостного или плачущего ребенка, предположить, почему плачет или радуется девочка. Развивать эмоциональную сферу очень важно именно с раннего и младшего дошкольного возраста. Чувство эмпатии развивать.

Слайд 7

Модель (работа со схемами)

Практическая часть

Мы с детьми работали по круговой модели (ОПЫТ ПОЗАИМСТВОВАН В ДС 121» Г. ЧЕРЕПОВЕЦ), детям нравилось передвигать стрелочку, они таким образом «включались», сосредотачивались к следующему действию. Эту модель можно применить не только для описания портрета, но и других жанров живописи.

- Давайте попробуем составить творческий рассказ по портрету используя данную модель.

- Какие вопросы по схемам вы можете задать? (дети подготовительной группы очень хорошо умели задавать вопросы по схемам)

- Кто изображен на картине? Какой вид портрета? (мы учились определять виды портретов: камерный, семейный, парадный, автопортрет, иллюстративный – герои)

- Реальный это персонаж или фантастический?

- Во что одеты герои?

- Какая композиция портрета?

- Где происходит событие (Улица, дом, лес)

- Какое время суток? Какое время года? Прошлое, настоящее время жизни героев?

-Что видят, слышат и чувствуют персонажи? (Прием: если бы я оказался в картине, чтобы я увидел, услышал и почувствовал)

- Что окружает персонажей (обстановка)?

- Какие действия совершают герои и для чего?

- Могут ли быть проблемы у персонажа?

-Какое настроение?

- Какое название можно дать рассказу?

- Чтобы научить чему-то детей, надо самим владеть навыками составления рассказа по модели. Давайте потренируемся и попробуем составить рассказа по портрету — Картина «Язычок Коломбины» Сомов Константин (раздать схемы и воспитатели по очереди освещают составляющие рассказа, а ведущий двигает стрелку на модели, дополняет, по мере необходимости)

Слайд 8

- Позже мы подойдем к ТРИЗовским приемам, подходам составления рассказа, а пока…

Слайд 9

Общие требования к организации работы с картиной

  1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
  2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
  3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней и постоянно находится в поле зрения детей.
  4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
  5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
  6. Педагог должен сам быть заинтересованным, эмоциональным при составлении рассказов и при восприятии детских рассказов.

Методика работы над картиной состоит из несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений

ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТИНЫ «КОШКА С КОТЯТАМИ»

1 этап Определение состава картины

С этой целью выделяются конкретные объекты, изображенные на картине.

Приемы: "Подзорная труба", бинокль, камера, хоть всевидящее око.

Например, взять альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака, щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с кашей, дом, дерево, воробьи, трава.

Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю, пол-потолок..

Советы педагогу:

  • воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей;
  • темп работы должен быть достаточно быстрым,
  • обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол — потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами: «Такой-то объект лежит на полу, а этот – летает в небе».
  • по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;
  • окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».

2 этап: Установление взаимосвязей между объектами

Прием «Сыщики»

- Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для этого предлагаются творческие задания:

Может быть, волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (сначала воспитатель указывает на два объекта).

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами. Взаимодействие между объектами могут быть

установлены на уровне: физических связей (касание, давление...);

эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...);

родственных связей (брат — сестра, мама — дети...).

Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

Пример «Кошка с котятами» Кошка — дом.

«Кошка живет в доме с хозяевами, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней»

Игра № 2 «Ищу родственников»

Цель: классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщенными понятиями.

Игровые действия: нахождение однородных объектов по заданному классифицированному признаку:

  • природный мир рукотворный мир
  • живая природа неживая природа
  • целое частное
  • по месту нахождения
  • по выполняемой функции

3 этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Прием «вхождения в картину».

Цель: обучение детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:

  • учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
  • побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты».

-Что можно услышать, глядя на картину «Кошка с котятами»?

  1. «Я слышу, как котенок лакает молоко; мурлычет, прижавшись к маминому животу. Как кричат и играют деревенские мальчишки».
  2. «Я слышу, как кошка-мама разговаривает с котятами: «Вот сейчас отдохнем, и пойдем гулять во двор. Я вам покажу птиц. Они тоже живут в

нашем дворе».

Работая с детьми по рассматриванию картин, и, если, в комнате было открыто окно, то мы представляли, какие звуки с улицы могут доноситься.

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи» Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом».

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать

словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я глажу руками кошку и котят. Шерстка у них мягкая и пушистая. Язычок у кошки шершавый и теплый, а нос холодный. На улице жарко, а в лесу

прохладно. Прохладно и в доме у человека».

Советы педагогу:

  • Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора
  • Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
  • Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
  • Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» (не ко всем картинам)

Цели:

  • учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;
  • уточнить представления о способах и продуктах питания;
  • побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.

Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Примеры рассказов:

  1. «Я — мама — собака. Я грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых — жесткая, и я не могу ее разгрызть».
  2. «Я — берёза. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни есть

кашу. Мне это и невкусно».

Уважаемые педагоги, перед вами лежат карточки, посмотрите, каким волшебником вы будете. «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.

Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т.д.

Игра «Живые картинки» (выстраивание на ковре)

Цели: учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Пример игры

Распределение ролей:

дом — Оля,

будка — Лена,

собака — Вася,

ель — Оксана,

веревка — Федя.

Дом—Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края.

Будка — Лена: Позади меня дом, а впереди — собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом.

Ель — Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома — в лесу. На ковре я встану позади дома.

Собака — Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой.

Осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".

4 этап. Составление рассказов от лица разных героев

Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Алгоритм мыслительных действий.

  1. Выбрать героя на картине.
  2. Определить его настроение или свойства характера.
  3. «Войти» в образ героя (представить себя им).
  4. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера

Советы педагогам:

  • При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст детей.
  • Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаз собаки).
  • От простых и обобщенных эмоций (добрый — злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).

Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я тот то…», потом описать свое эмоциональное состояние или

настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа — восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

Результат:

Применение данной технологии дает возможность детям без труда создавать несколько вариантов рассказа на одном занятии путем изменение эмоционального состояния героев рассказа; варьирование главных и второстепенных героев; включение в рассказ описания ощущений главных персонажей, усиления образности; введение элементов творческого рассказа.

Дети составляют рассказ самостоятельно, иногда требуется только стимулирующая помощь воспитателя.

Интерес к занятию у ребенка и уровень активности (речевой, познавательной, интеллектуальной, творческой) возрастает во много раз. Составление рассказа по картине превращается в интересную, захватывающую цепочку игр. Наличие зрительного плана (модели) делает рассказ детей чётким, связным, полным, последовательным. У детей формируется способность к саморазвитию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

Источники:

  • Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2006 OTSM-TRIZ Technologies Center 2004-2013 See Core Project http: //www. trizminsk. org
  • И. Н. Мурашковская, Н.П. Валюмс «Картинка без запинки», «Когда я стану волшебником».

Приложение 1

Составление рассказа по портрету (Картина «Язычок Коломбины» Сомов Константин)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год