Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Развитие речи у детей
Автор: Старкова Наталья Николаевна Пономарева Елена Сергеевна Боряева Наталья Александровна Рудинская Ирина Викторовна   
04.06.2021 20:06

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

В дошкольном возрасте новые знания усваиваются при помощи игры намного легче и эффективнее, чем на учебных занятиях. Представленная в игровой форме обучающая задача более понятна ребенку и увлекает его настолько, что он перестает замечать процесса обучения и преодолевает трудности, которые требуют от него перестроить представления и познавательную деятельность. В отличие от обычного занятия, ребенок не просто является исполнителем задания, которое дает взрослый, но решает собственные задачи.

Чтобы начать игровой процесс, нужно вызвать у дошкольников интерес к нему, используя их желание поиграть. Чтобы достичь этого используются следующие приемы: применяются загадки, считалки, водилки, интригующие вопросы, сюрпризы, сговор на игру или напоминания игр, в которые дети играли ранее. Воспитатель должен направлять игру, не позволяя себе переходить к другой форме обучения – учебным занятиям.

Педагог при обучении детей должен сохранить игровую деятельность, представляющую для них радость, благодаря которой происходит сближение, укрепление и сплочение дружбы. Дети понимают, что поведение в игровом процессе может отличаться от поведения на обычном учебном занятии: они могут смеяться, шутить, хлопать в ладоши, сопереживать и подбадривать друг друга. Воспитатель должен способствовать сохранению игрового настроения у детей во время всей игры, увлекая их игровыми задачами.

 

Темп игры, задаваемый воспитателем, играет важную роль и развитие темпа способно задать динамику. В начале игры дети только начинают разыгрываться, при этом усваивая игровые правила, ход игры и основные действия. Естественно, данный период игры медленный. Когда дети вовлекаются в игру полностью, то темп ее тоже растет. В конце игры происходит снижение эмоционального настроя, соответственно, и игрового темпа.

Воспитатель, который знает подобные особенности в развитии игры, не позволяет ей слишком замедлиться или ускориться раньше положенного времени. Педагог должен предельно просто объяснить правил и рассказать о содержании игры кратко, четко и понятно для детей. Подобной краткости и ясности, воспитатель требует и от своих подопечных: «говори коротко, чтобы было понятно всем».

Игровой процесс с самого начала и до конца происходит с активными вмешательствами воспитателя в ее ход: он должен поддерживать шутки, подбадривать стеснительных, вселять уверенность, отмечать удачные решения ребят и их находки.

Игра является не простым развлечением, а творчеством ребенка, его трудом и жизнью. Благодаря игровому процессу, ребенок познает окружающий мир, себя самого и свое место в мире. Он осваивает язык, происходит общение и накопление знаний.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие речи. Поэтому все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов.

Игра возникает в раннем детстве при помощи подражаний и манипуляций с предметами. Весь дошкольный период игровой процесс является для ребенка основной формой активного творческого познания окружающего мира. Чтобы игровой процесс был для ребенка развивающим, нужно научить играть – подражать реальным действиям и их последовательности при помощи игрушек.

Игра используется в качестве средства формирования общения, ведь при помощи игры воспитатель может помочь ребенку найти контакт не только с его сверстниками, но и со всем окружающим миром.

Самостоятельные действия с предметами составляют основу сюжетно-ролевых игр, с помощью которых дети способны разыгрывать целые истории, в которых находят свое отражение людские взаимоотношения. Ребенок заменяет предметами реальные, которые изображают нужные действия, а в дальнейшем предметы вовсе заменяются словами. Во время игрового процесса ребенок ведет диалоги с игрушкой – говорит за нее и за себя, может копировать голоса животных, птиц или поражать звукам, издаваемым различными видами транспорта.

Благодаря тому, что ребенок называет предметы разными именами, обозначает действия, которые совершает при помощи них, у вещей, действий или поступков появляется новый смысл. Во время игры дети не только производят манипуляции с игрушками или жестикулируют, но еще и объясняют значение своих действий. При отсутствии подобных объяснений, которые дают новое значение действиям или предметам, нет возможности принять роль или создать условное пространство игры. При этом ребенок адресует свою речь кому-то, то есть, игровое действие должно происходить при участии зрителя или партнера, которому и объясняется, что значит то или иное действие или предмет. Если идет игра в больницу, нужно договориться, кто будет врачом, а кто пациентом, где находится градусник или шприц, когда врач назначает таблетки или слушает больного. Без подобной договоренности игровая реальность не сможет существовать и распадется.

Ролевая игра относится к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, моделирует общение учащихся в различных речевых ситуациях. Таким образом, можно сказать, что ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В ролевой игре заключена обучающая функция.

Выстраивание занятий в форме игровых ситуаций, побуждает детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам. На игровых занятиях лучше использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа усложнения.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год