Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Развитие речи у детей
Автор: Мамутова Айше Алиевна   
02.05.2021 21:39

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Подготовила воспитатель: Мамутова Айше Алиевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» пгт. Зуя Белогорского района Республики Крым. 2021

Цели:

  • Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
  • Упражнять в подборе антонимов и синонимов.
  • Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: объяснять, убеждать, доказывать.
  • Формировать представление о фантазии, развивать образное представление, эмоциональную сферу детей.
  • Воспитывать доброжелательное отношение среди сверстников, инициативность.
  • Развивать умение поддерживать беседу.

Задачи:

  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях. Помочь детям заметить неправильную постановку предложения, предоставить возможность *самостоятельно ее исправить.
  • Заменять слово другим словом со сходным значением.
  • Развивать интерес к театральной игровой деятельности.
  • Расширять представления об окружающем мире.
  • Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные при помощи суффиксов.

Словарная работа: фантазия, конопушки, рыжинки, солнце: яркое, светлое.

Предварительная работа:

Чтение инсценировки, анализ героев, рассматривание иллюстраций, знакомство и беседа о пословицах

Материалы и оборудование:

солнце с лучиками, запись мелодии, иллюстрации к фразеологизмам и пословицам, маски для детей, воздушный шарик, медали и угощение в качестве поощрения для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Приветствие:

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, сколько гостей в нашей группе! Давайте, их поприветствуем! (воспитатель вместе с детьми зачитывает приветствие)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И утро становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера.

- Вы любите путешествовать?

Дети: — Да

Воспитатель: — Сегодня на занятии я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну, люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью нашей фантазии.

- А что такое фантазия?

Дети: — Фантазия — это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

Воспитатель: — Прежде, чем мы отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Ребенок: — Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Ребенок: — Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Воспитатель: — Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

- Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре среди облаков. Сверху видим мы золотые леса, разноцветные поля, слышим журчание рек, чувствуем запах свежего воздуха после осеннего дождя.

2. Основная часть.

- Вот мы и прибыли в страну Красивой речи. Как вы уже догадались, она находится среди необычных деревьев в долине лесов. Садитесь на стульчики. Посмотрите вокруг, как красиво осенью в лесу!

Пальчиковая гимнастика «Листопад» Дети встают возле стульчиков и выполняют пальчиковую гимнастику.

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат. (круговые движения вокруг себя)

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки, (взмахи руками сверху вниз с приседаниями)

Ветер мимо пролетал, (взмахи руками в разные стороны)

Ветер лесу прошептал: (руки держать возле уст)

  • Ты не жалуйся врачу

Конопушки я лечу: (наставление указательным пальцем правой руки)

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву! (разводы руками)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: — Ой, ребята, посмотрите, на поляне письмо! Интересно от кого?

(воспитатель берет письмо)

- Оно от жителей этого леса.

(зачитывает)

Дорогие любимые ноши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну:

Все, что есть у нас: и норки, и поля, и леса, и дорожки, и речки, и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну!

- Нужно помочь жителям этой страны. Поможем?

Дети: — Да

Воспитатель: — Для этого вам нужно отгадать загадку.

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это…

Дети: Солнце.

Воспитатель: — Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Найдите их.

Дети встают по одному и находят лучики и приносят воспитателю.

Воспитатель: — Чтобы расколдовать лучики необходимо выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

1 лучик.

Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель: — Давайте подумаем и составим правильные предложения.

- На белке сидела елка. (На елке сидела белка).

- В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы).

- Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу).

- Шубка к зиме меняет лису. (Лиса к зиме меняет шубку)

- По кораблику плывет река. (По реке плывет кораблик).

- Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур).

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Пора идти дальше.

2лучик

Дидактическая игра «Что это?»

Воспитатель: — Слушайте внимательно и прежде чем ответить, подумайте.

1. Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Его оторвали любопытной Варваре.

Дети: — Нос.

2. Не цветы, а вянут;

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди.

Дети: — Уши.

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека;

Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;

На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Дети: — Ветер.

Воспитатель: — Молодцы, и с этим заданием вы справились.

3лучик

Игра «Объясни фразу» (фразеологизмы родного языка)

  1. «Мастер на все руки».
  2. «Глаз-алмаз».
  3. «Глаза на мокром месте».
  4. «Зарубить на носу».
  5. «Губы надуть».
  6. «Чесать языком».

После каждой фразы предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: — Молодцы, справились. Переходим к следующему заданию.

4лучик.

Сценка «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» (белка, волк, медведь, ёж, сова)

Воспитатель: — Прогуливалась однажды белка Глаша по лесу. Настроение у неё было озорное как никогда. Вдруг видит волк на поляну вышел. Белка шмыг на ветку от греха подальше, но пропустить волка она просто так не смогла.

Крикнула белка сверху:

-Волк, а волк, ты чего такой хмурый с утра?

-Не понять тебе белка беды моей. Ступай дальше.

-Ой, да. Просто ты злой и глупый как никто в лесу, вот отсюда все твои беды.

Воспитатель: — Волку так обидно стало от слов белки, что даже скупая волчья слеза выступила на глазах. И бросился волк с поляны, куда глаза глядят. Подальше бы только от такого позора.

Белка посмотрела по сторонам:

-Хм, странный он какой-то.

И поскакала дальше.

Воспитатель: — Встретила она вдруг медведя Степана. Тот ходит, цветочки на полянке собирает и красотой лесной любуется. Понюхает их да чихает.

-Здравствуй, Степан.

-Приветствую тебя Глаша. Апчи.

-Ну, ты медведь даешь, вроде бы такой большой зверь, а глупее мухи. Не понятно, что-ли, что ты из-за цветов своих расчихался.

-Глупее мухи?

Захлопал ушами тут медведь Степан. Прямо в самое сердце ранила своими словами белка Степана. Бросил Степан цветы на землю и побежал в слезах к себе в берлогу.

-Что-то нервные все какие-то сегодня.

Белка плечами пожала, лапкой махнула да и поскакала дальше.

Воспитатель: — А тут ей ежик на встречу, спешит по делам своим.

-Ой, ежик куда же ты так спешишь?

-Прости, не заметил я тебя, Глаша. Что-то день сегодня не задался. Ни одного грибочка я сегодня не нашел. А у меня план по заготовке.

-Ежик, ежик, ну ты и глупый, даже букашки и то, поумнее тебя. Ты поди, сам все грибы собрал, они же еще не выросли.

-Ну, знаешь ли ты, — обиделся ежик, и в слезах побежал скорее к себе в норку.

Воспитатель: — Тут сова Февронья спустилась с ветки к белке:

-Это что же ты творишь сегодня, метешь языком как помелом, уже пол леса до слез довела.

-Ну а что я, подумаешь, сейчас пойду и заберу все свои обратно. Велика ли беда.

-Она и правда велика. Ведь слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Вон волк от твоих слов на речке топиться собрался. А что с ежиком и медведем стало от твоих глупостей, я уж и не знаю.

Воспитатель: — Испугалась белка и бросилась на речку волка из беды спасать. Клялась и божилась, что ни со зла она, сама глупая, сказала не подумав. Стала она у волка прощенья просить. Сделав дело, побежала она скорее к медведю, прощенья у него вымаливать. А потом и к ежику поспешила. И перед ним надо вину свою искупить.

С тех пор, прежде чем что-то сказать, белка сначала думала — А СТОТ ЛИ?

5лучик

Разгадывание и беседа по картинкам о пословицах.

«Бросать слова на ветер»

«Зарубить на носу»

«Намотай на ус»

«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»

«Сначала подумай, потом говори»

Предполагаемые ответы детей по каждой иллюстрации.

Воспитатель: — Молодцы, ребята. Вот сколько пословиц есть в родной речи.

6лучик

Игра «Назови ласково» с надувным шариком.

Красивая – красивенькая

Книга – книжечка

Добрый – добренький

Милая – миленькая

Чисто – чистенько

Цветок – цветочек

Река – речка

Игрушка – игрушечка

Кукла – куколка

Кружка – кружечка

Воспитатель: — Молодцы и с этим заданием мы справились.

А теперь послушайте маленькую историю о добром и злом слове.

Рассказ о воде с рисом.

Как хорошее и плохое слово влияет на структуру воды?

Опыт, проделанный японскими учеными с тремя стаканами с рисом, залитым водой, дал следующие результаты:

рис, которому говорили добрые и ласковые слова, забродил и стал издавать приятный запах;

рис, которому говорили злые и грубые слова, почернел;

рис, которому не говорили никаких слов, – загнил.

Воспитатель: — Какой можно сделать вывод из этой истории?

Дети: — Нужно говорить только ласковые и добрые слова, разговаривать правильно и красиво.

Воспитатель: — правильно, молодцы.

Закрепление

Воспитатель: — Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране Красивой речи. Какое оно?

Воспитатель: — Закройте глазки и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали всё в округе.

Итог.

- Молодцы, жители этого необыкновенного леса говорят вам: «Огромное спасибо!» и дарят вам угощения за освобожденное солнышко.

- А теперь пора возвращаться в группу. Закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка).

-Вот и вернулись мы в детский сад и наше занятие закончилось.

- Вы сегодня хорошо поработали на занятии (вручение медалей)

-Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год