Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Синквейн — как способ речевого творчества дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Доленко Юлия Валерьевна   
03.04.2021 20:33

«Синквейн — как способ речевого творчества дошкольников»«Синквейн — как способ речевого творчества дошкольников»

Доленко Юлия Валерьевна Воспитатель, МКДОУ д/с № 195 г. Новосибирск

Как известно, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта. Чтобы достичь высокого уровня культуры речи человек должен иметь богатый запас языковых средств и выбирать из них те, которые являются наиболее подходящими для каждого случая. Поэтому, наша задача в дошкольном детстве дать этот «запас» нашим детям. Сегодня существует множество методик, технологий, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Одной из таких технологий является синквейн.

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ.

 

Скачать конспект

Синквейн – способствует развитию связной речи у дошкольников через активизацию мыслительных процессов. Основная задача синквейна — научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Решение задач при составлении синквейна позволяет достигнуть целевых ориентиров на этапе дошкольного образования.

Созданию синквейна предшествует подготовительный этап, включающий в себя:

  1. Выбор объекта окружающего мира (тема).
  2. Формирование номинативного словаря в рамках выбранной темы (существительное, обозначающее «объект» темы, его синонимы, ассоциации к «объекту»).
  3. Формирование представлений о выбранном объекте (прилагательные, обозначающее «признак объекта»; глаголы- обозначающее «действие объекта»). На основном этапе вводится схема синквейна.
  4. строка – объект (тема);
  5. строка — значение имени признака в объекте (17 признаков из Методического комплекса Т.А. Сидорчук «Я познаю мир» + 1 – личное качество, для описания человека, его качеств).

Признак «Личное качество» объединил различные черты характера и личные качества человека, как положительные, так и отрицательные.

 

Примеры значений имени признака «Личное качество»

Знание

умный, начитанный, образованный, обучаемый, эрудированный, мыслящий, мозговитый, неглупый, глупый.

       Здоровье

здоровый, болезненный, хилый, крепкий

Характер

добрый, отзывчивый, жестокий, злой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, добросердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, сердечный, отзывчивый, чувствительный, жизнерадостный, терпимый, бессердечный.

       Сила

сильный, выносливый, спортивный, натренированный, щуплый, слабый.

       Качество

смелый, храбрый, отважный, мужественный, честный, порядочный, трусливый, красивый.

3 строка - значение имени признака действия в объекте.

4 строка - выражает собственное отношение автора к заданной теме. Обычно дети выражают свое отношение словами: люблю - не люблю, нравится – не нравится. В старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка уже набран определенный «словарный багаж», можно добавить копилку «Житейская мудрость», где свое отношение может быть выражено пословицей, поговоркой подходящей по смыслу, А можно вставить слова из песни, мультфильма и тд. Для оригинальности и индивидуальности своего описания объекта можно вставить метафору.

5 строка – итог, который может быть выражен либо обобщающим словом, либо автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием объекта.

Чтобы сохранить свой синквейн – дети могут его замоделировать:

 

1. Транспорт

2. Воздушный, наземный.

3. Едет, возит, сигналит.

4. Возит грузы и пассажиров.

5. Машины.

Примеры составленных синквейнов:

С использованием копилки «Житейская мудрость» (пословицы, поговорки).

Россия

Большая, Сильная

Защищает, Помогает, Хранит

Человек без Родины - что соловей без песни.

Отчизна.

С использованием метафоры

Мама

Красивая, Добрая

Убирает, Читает, Целует

Ласковое солнышко в доме.

Люблю

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы. Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Составление синквейна полезно для выработки способности к анализу.

«Творчество дошкольника — это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навык» – И.П. Волков. Это высказывание как нельзя лучше отражает работу по написанию синквейнов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год