Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (воспитанники 5-6 лет) для детей с тяжёлыми нарушениями речи по развитию речи «Посуда».
Развитие речи у детей
Автор: Мартынова Елена Николаевна   
28.03.2021 07:41

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (воспитанники 5-6 лет) для детей с тяжёлыми нарушениями речи по развитию речи «Посуда».Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (воспитанники 5-6 лет) для детей с тяжёлыми нарушениями речи по развитию речи «Посуда».

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №89 «ФИЛИППОК» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №89»)

Автор-составитель: Мартынова Елена Николаевна, учитель-логопед Петрозаводск 2021

Цель: обобщение знаний по теме, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

 

Задачи:

  • Расширить и активизировать словарь по теме.
  • Учить правильно использовать в речи предлоги — под, -из-под.
  • Формировать навыки словообразования, словоизменения.
  • Учить составлять предложения по образцу, используя предлог – у.
  • Учить образовывать имена прилагательные от имён существительных.
  • Согласовывать имена существительные и числительные.
  • Учить подбирать прилагательные к существительному.
  • Образовывать относительные прилагательные.
  • Учить составлять короткий описательный рассказ по образцу.
  • Координация речи с движением. Развивать чувство ритма и темпа.
  • Развивать слуховое восприятие.

Оборудование:

  • Телефон, корзинка.
  • Разрезные картинки /блюдце, сахарница, чайник/.
  • Пять фарфоровых чашек.
  • Мешочек, кусочки стекла, дерева, пластмассы, металла.
  • Предметы посуды.

Игровая идея: дети вместе с логопедом выполняют игровые задания (испытания), связанные единым сюжетом, при этом логопед поясняет выполнения заданий.

В рамках занятия дети помогли вернуть Федоре посуду.

Занятие построено последовательно от использования лексических, грамматических категорий до построения связной речи.

Ход совместной деятельности детей и взрослого

Этапы

Игровое упражнение

Содержание детско-взрослой партнерской деятельности

Результат совместной деятельности

Организационный этап

Открытый вход в деятельность. Проблемная ситуация. Оборудование: телефон.

Раздается звук СМС в телефоне.

Дети: Кому-то пришло СМС.

Л: Мне пришло интересное СМС, прочитать его вам? (ответы детей)

«Здравствуйте ребята! Меня зовут Федора, у меня случилась беда.

Вся посуда от меня убежала. Не в чем варить еду, не из чего есть и пить. Прошу вас помочь мне ее вернуть».

Л: Ребята, поможем Федоре? (ответы детей)

Л: Как мы сможем ей помочь? (ответы детей)

Раздаётся звук второй СМС-ки.

Л: Загадка:

Она удобна и легка,
Ее название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Ее не тяжело носить,
И очень запросто сломать!
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как ее зовут?

Л: Где может находиться корзинка в группе? Кто первый найдет ее?

Корзинка

Мотивационно-

Ориентировочный этап

Дидактическое упражнение «Поиск корзинки»

Оборудование: корзинка, чашка

Ребята находят корзинку под столом.

Л: Где корзинка? (ответы детей – под столом)

Л: Откуда взяли корзинку? (ответы детей –из-под стола).

Л: Ребята, что в корзине. (В корзине находится чашка) (ответы детей.)

Л: Как вы думаете, для чего нам нужна корзина? (ответы детей)

Л: Правильно, чтобы собрать посуду Федоры и ей отнести.

Повторение предлогов: под, из-под.

Повторение предложений: Корзина находится под столом. Достали корзину из-под стола. (Образец проговаривают 2-3 ребенка)

Поисковый

(практический) этап

Дидактическое упражнение «Назови посуду ласково»

Оборудование: карта-схема, посуда.

Л: Где же первое задание? (дети подходят к столу, где находится схема «большой» / «маленький» и посуда )

Л: Как вы думаете, что нам нужно сделать? (ответы детей).

Л: Надо называть посуду ласково, не просто назвать, а отхлопывая слова в ладоши. (Дети выполняют задание)

Л: Как вы думаете, что мы можем взять себе в корзинку? (ответы детей)

Л: Правильно, тарелку. Почему? (она отличается по цвету от другой посуды.)

Чашка - чашечка,

Блюдце-блюдечко,

тарелка, кастрюля, сковородка, стакан, кувшин, миска, чайник

Дидактическое упражнение «Собери осколки»

Оборудование: карта-схема, пазлы.

Л: Где же второе задание? (дети подходят к столу, где находится схема «битой» посуды и пазлы)

Л: Как вы думаете, что случилось с посудой? (Федора разбила посуду.)

Л: Что нам надо сделать? (собрать пазлы)

(Дети выполняют задание)

Л: Ребята, что у вас получилось? (Дети по очереди называют, что у них получилось)

Л: Назовите части посуды. Например, у чайника есть носик и ручка и т.д. (Дети выполняют задание)

Л:Что берем в корзинку? (ответы детей)

Л: Правильно, чайник. Почему? (он железный, остальная посуда из пластмассы).

У блюдца донышко, края.

У сахарницы донышко, бока, крышка, ручка.

У чайника донышко, бока, ручка, крышка, носик.

 

Дидактическая игра «один, много».

Оборудование: чашки, вилки, тарелки

Л: Где находится следующее задание? (дети подходят к столу, где находится схема «один»/ «много»: чашки, вилки, тарелки)

Л: Кто расскажет, что нам необходимо сделать? (ответы детей)

Л: Кто первый приступит к выполнению заданий? (ответы детей)

(Работа по схеме: одна чашка, две чашки, много чашек; вилка/ тарелка. Если у детей возникает затруднение, то педагог помогает ребенку).

Л:Что берем в корзинку? (ответы детей)

Л: Правильно, вилку. Почему? (она на столе одна, а другой посуды много).

Много вилок

Одна вилка, две вилки, пять вилок; чашка, тарелка

 

Дидактическое упражнение «Найди предметы»

Оборудование: шумовые картинки по теме «Посуда».

Л: Где же следующее задание? (дети подходят к столу, где находятся шумовые картинки).

Л: Как вы думаете, что нам необходимо сделать? Кто догадался? (ответы детей)

Л: Правильно, необходимо найти, обвести и назвать предмет.

(Дети выполняют задание)

Л:Что берем в корзинку? (Дети находят предметы, которые спрятаны, называют их и складывают в корзинку.)

 
 

Дидактическое упражнение «Волшебный мешочек»

Оборудование: мешочек с кусочками стекла, пластмассы, металла, дерева.

Л: Где же следующее задание? (дети подходят к столу, где находится мешочек).

Л: Что нам нужно сделать? Кто догадался? (ответы детей)

Л:Правильно, надо угадать что в мешочке.

(Дети под музыку передают мешочек, музыка заканчивается, у кого мешочек в руках, тот на ощупь определяет материал: кусочек   стекла, пластмассы, металла, дерева, называет его и вытаскивает, остальные проверяют - правильно ли выполнено задание. Затем составляет словосочетание, если ребенок сам затрудняется, то педагог ему помогает.)

Л:Что берем в корзинку? (ответы детей)

Л: Правильно, кастрюлю. Почему? (она больше, остальных предметов)

Стеклянный стакан

Металлическая кастрюля

Деревянная ложка

Пластмассовая миска

Рефлексивно-оценочный (итоговый) этап

Дидактическое упражнение «Моем чисто, чисто.»

Оборудование:

Открытый выход

Вбегает Федора в грязном фартуке. Плачет.

Ф: Ой, ой, что мне делать без посуды?

Л: Ребята, кто это? / Федора./

Л: Почему она плачет?(Ответы детей)

Д: Не плачь, Федора, мы нашли твою посуду!(Дети показывают корзину с посудой)

Л: Ребята, расскажем Федоре, как надо за ней ухаживать, чтобы она больше не убегала? (Ответы детей)

А давай с тобою

Чашки мы помоем

Мы устроим в мойке

Им головомойку

Есть мочалка, есть вода

Будут чашки мыться? Да!

Блюдца загрустили:

А про нас забыли!

Есть мочалка, есть вода.

Будут блюдца мыться? Да!

Будут мыться блюдца

И не разобьются.

Руки перед собой, движения руками чуть вверх, чуть вниз.

движения рук, как при мытье чашки.

руки перед собой, переворачиваем ладошки вверх, вниз.

движения рук к голове.

Вытягиваем вперёд правую руку, затем, левую руку

Поднимают плечи, разводят руки, поднимают руки вверх.

лица изображают грусть.

Поднимают плечи, разводят руки, поднимают руки вверх.

движения рук, как при мытье блюдец.

улыбнуться.

Л: Ну что, Федора, помогли мы тебе, научили ухаживать за посудой?

Ф: Да, спасибо, ребятки, за помощь. Теперь приглашаю вас в гости, будем чай пить да пироги кушать.

 

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
    1. Яснов М.Д. Вышла чашка погулять/ М.Д. Яснов.- М.: Дрофа Медиа, 2006.- 12с.
    2. Чуковский К.И. Федорино горе/ К.И. Чуковский - М.: Антураж, 2008.- 16с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год