Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Применение интерактивной развивающей среды в работе логопеда и психолога с дошкольниками.
Развитие речи у детей
Автор: Ноздрина Инна Евгеньевна Хубиян Этери Ашотовна   
26.02.2021 08:46

Применение интерактивной развивающей среды в работе логопеда и психолога с дошкольниками.Применение интерактивной развивающей среды в работе логопеда и психолога с дошкольниками.

  • Ноздрина Инна Евгеньевна должность: учитель – логопед.
  • Хубиян Этери Ашотовна должность: педагог-психолог

Государственное Бюджетное Образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1985», ДО «Солнечный город».

Авторы статьи обозначают особенности детей старшего дошкольного возраста, наличие которых указывает на необходимость взаимодействия логопеда и педагога-психолога с целью преодоления проблем в развитии ребенка. Рассматривают структуру интерактивной развивающей среды ДОУ в совместной работе указанных специалистов и обосновывают необходимость каждого ее компонента.

Ключевые слова: речевое развитие, интерактивная развивающая среда, взаимодействие логопеда с педагогом-психологом

Сотрудничество логопеда и психолога в рамках коррекционно-развивающего воздействия на детей старшего дошкольного возраста способствует формированию личностной готовности детей с нарушениями в речевом развитии к школьному обучению, успешной социализации и адаптации их в обществе. На основе многолетнего опыта мы обозначили особенности развития ребенка, которые определяют необходимость взаимодействия логопеда и педагога-психолога с данной возрастной категорией детей: одновременное проявление несформированности высших психических функций и недостаточностью речевого развития; несоответствие речевого развития норме в сочетании с низким уровнем самоконтроля или учебной мотивации, проявлением тревожности в ходе общения со взрослыми или детьми.

 

Доминантная задача логопеда во всех вышеперечисленных случаях заключается в развитии звуковой и интонационной культуры речи, фонематического восприятия в совокупности с активизацией коммуникативной деятельности воспитанника. Педагог-психолог, в рамках взаимодействия специалистов, акцентирует внимание на формировании произвольности психических процессов ребенка, навыков самоконтроля; развитии навыков взаимодействия и снятии тревожности. Процесс становления речи специалист рассматривает с позиции средства развития интеллекта. Успешное достижение совместно поставленных целей обеспечивает компетентная организация интерактивной развивающей среды и грамотное применение ее компонентов логопедом и педагогом-психологом в ходе работы с конкретным ребенком.

Интерактивность развивающей среды заключается в организации условий, обеспечивающих формирование и поддержание обратной связи между участниками взаимодействия, в данном случае, логопеда и или педагога-психолога с воспитанником. С целью организации единой интерактивной развивающей среды для успешной реализации профессиональных задач специалистов, мы, на основе личного опыта, рекомендуем выделить четыре основных зоны, которые наполнены как традиционными, так и инновационными компонентами.

Содержание зоны сенсорного развития выполняет две основные функции – релаксационную и стимулирующую. Релаксационная функция обеспечивает обходимый настрой у воспитанников, расслабляя их психологические и физическое состояние. Стимулирующая — направлена на активизацию всех анализаторных систем, способствуя ускорению образования межанализаторных связей. Зона сенсорного развития наполнена аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами природного и искусственного происхождения. Содержание данной зоны содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

Лего-уголок рекомендуем оформлять как отдельную зону. Данное предложение обусловлено спецификой конструктивно-игровой деятельности. В ходе занятий с конструктором, которые дети воспринимают как игру, активизируется познавательная деятельность воспитанников, развиваются сенсорная сфера и психические процессы, усидчивость, целеустремленность и умение планировать.

Зона применения информационно-коммуникативных технологий представляет собой комплекс дидактического материала на электронных носителях: видео и презентации, стимульные материалы, развивающие игры и специализированные компьютерные программы. Электронный дидактический материал является важным инструментом развития мотивации детей к выполнению заданий и стимулом к осуществлению поисковой и творческой деятельности.

Важное значение в интерактивном взаимодействии с воспитанниками имеет содержание зоны с традиционными материалами и инструментами логопеда и педагога-психолога, которая включает в себя детские произведения художественной литературы, иллюстрации, игрушки и развивающие игры, дидактические пособия и инструментарий для развития речевого дыхания, постановки и автоматизации звуков; наборы пальчикового театра и музыкальные инструменты.

Данная организация интерактивной развивающей среды ДОУ в работе логопеда и педагога-психолога органично сочетает инновационные и традиционные компоненты, способствует раскрытию существующих возможностей ребенка и насыщена потенциалом для их дальнейшего развития.

Рассмотрим потенциал комплексного применения всех зон интерактивной развивающей среды в совместной работе педагога-психолога и логопеда на примере основного этапа интегрированного занятия специалистов по теме «Группировка диких и домашних животных». Цель занятия: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью сенсорной среды, развитие познавательной сферы, связной речи и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Акцентируем внимание на том, что в ходе анализа содержания занятия мы будем говорить не о решении общих образовательных задач, а о специфических задачах работы логопеда и педагога-психолога.

Основная часть занятия начинается с работы в зоне информационных технологий, в которой воспитанники на компьютере осуществляют группировку домашних и диких животных. Содержание дидактической игры направлено на развитие лексико-семантических ассоциаций в ходе ответов детей на вопросы: «Как называется?», «Где живет?».

Затем воспитанники переходят к сухому бассейну с шариками, в котором спрятаны небольшие фигурки-муляжи домашних и диких животных. Под музыкальное сопровождение дети «купаются» в бассейне и находят фигурки.

При выходе из бассейна каждый ребенок называет животное, муляж которого он нашел и определяет его принадлежность к диким или домашним. Отвечает на вопросы: «Понравилось тебе «купаться» в бассейне» и «Почему?». Данное упражнение проводится с целью развития умения детей передавать свое эмоциональное состояние.

Продолжение занятия логопед осуществляет в уголке с традиционными материалами. Специалист проводит дидактическую игру с логопедическими карточками «Кого везут в зоопарк», направленную на расширение и обогащение словарного запаса; совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование притяжательных прилагательных; составление сложных предложений с союзом «потому что»).

Логопед вставляет предметные картинки с изображением головы и хвоста животного в прорези грузовика, спрашивает воспитанников о том, где обитают эти животные (в дикой природе или рядом с человеком). Детям предлагается перевезти в зоопарк сначала только домашних животных, потом только диких.

В заключении основного этапа педагог-психолог проводит лего-терапию с целью развития навыков социальной коммуникации и эмпатии у детей. Специалист предлагает воспитанникам построить домики для домашних животных, которых дети нашли в бассейне, и обустроить уголок природы для диких животных.

Опыт нашей совместной профессиональной деятельности подтверждает, что комплексное применение компонентов интерактивной развивающей среды ДОУ способствует созданию единого коррекционно-образовательного пространства и повышает эффективность совместной коррекционно-развивающей образовательной деятельности педагога-психолога и логопеда.

Список литературы

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова. – М.: УЦ "Перспектива", 2011. -208с.
  2. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно- методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006 — с.
  3. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.
  4. Шаброва С.Е., Федорова И.Ю. Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта //Журнал «Логопед» № 5, 2007 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год