Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
Развитие речи у детей
Автор: Русина Ася Сергеевна   
13.12.2020 05:37

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»

В статье исследуется содержание логопедической работы по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с помощью методики «глобальное чтение».

Ключевые слова: глобальное чтение, активизация словаря, старшие дошкольники, тяжелые речевые нарушения.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение».

В последнее десятилетие происходит процесс совершенствования российского общего и специального образования. К настоящему времени существенно изменились подходы к проблеме нарушенного развития, что нашло свое отражение, как в практической, так и теоретической областях педагогической действительности. Гуманизация специального образования определила смену ценностных ориентиров коррекционно-педагогической деятельности. Сейчас в центре внимания специальной педагогики оказывается не само нарушение, а личность ребенка.

 

По определению Р.Е. Левиной, дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева отмечали, что дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой разнородную группу, первичным проявлением нарушений развития в которой является системное, общее недоразвитие речи. Они могут иметь органически сохранный или нарушенный интеллект, расстройства аутистического спектра, двигательные нарушения (последствия перенесенного ДЦП). В силу важности речевой функции для общего психического и интеллектуального развития такие дети приобретают целый ряд вторичных дефектов, что делает необходимым комплексное коррекционное воздействие не только на речевую функцию, но и на все другие сферы психического развития ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями[5].

Одним из распространенных методик по развитию речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями является «глобальное чтение». Данная методика разработана Гленом Доманом. Суть этой методики заключалась в том, что дети, опираясь на зрительный и слуховой анализаторы, читали слова, словосочетания, короткие тесты. Затем ребенком самостоятельно определяется технология чтения любых слов и текстов [1]. Методика Г.Домана включает в себя 5 этапов.

1 этап. Чтение слов.

Занятия по чтению отдельных слов проводятся с интервалом в три дня, т. е. между логопедическими занятиями промежуток — два дня. Но, несмотря на это, логопед дает задание на дом, который отрабатывается ежедневно. Для ребенка используются те слова, которые наиболее часто употребляются в его жизни. В активном словаре должны быть не только существительные, но и глаголы и прилагательные. Усадив ребенка перед собой, взять пять карточек, держа их стопкой перед ребенком, перекладывать карточки начиная с последней (последнюю вперед и т. д.). в это время громко, четко и весело произносится каждое слово. Все делается быстро и заканчивается эмоциональным выражением радости и похвалы. В день это следует повторить три раза. Такая форма занятия используется логопедом и при занятии в домашних условиях Затем, на следующих занятиях, добавляется новый набор из пяти слов, а также повторяется материал предыдущих занятий. В конечном итоге у ребенка будет достаточно слов для успехов в чтении словосочетаний. Быстрый показ карточек — важный момент в данной методике. Как утверждает Г. Доман «Ребенок скучает, потому что его учат слишком медленно». [1]

2 этап. Чтение словосочетаний.

Этот этап является очень важным. Ведь это переходный этап от чтения простых слов к чтению предложений. В один прекрасный день слова из уже достаточно обширного словаря ребенка как будто захотят воссоединиться. И теперь вы уже показываете не «кошку», а «рыжую кошку», не просто «чай», а «горячий чай». Работа на данном этапе очень схожа с предыдущим этапом. Ребенку все так же показываются карточки, но только уже с написанными словосочетаниями. В первые 5 занятий вводятся по 5 предложений, а с 6 занятия убирается по одному из каждого набора. Также продолжается и работа со словами, обогащая словарь ребенка различными частями речи.

3 этап. Чтение простых предложений.

Переход от словосочетаний к простому предложению сразу будет ясен. Количество изученных словосочетаний само подтолкнет к этому. Для освоения предложений Г. Доман советует использовать сразу два способа.

  1. способ. Использование карточек, состоящих из 2 слов. Предложение должно соответствовать стандарту их написания. Начало предложения с заглавной буквы, в конце предложения нужный знак препинания. Дальнейшие действия совпадают с описанием работы в момент этапа чтения словосочетаний. В первые 5 занятий вводятся по 5 предложений, а с 6 занятия убирается по одному из каждого набора. И так же добавляется по одному новому предложению в набор.
  2. способ. Суть этого метода состоит в создании книги про ребенка и его жизнь. Подбираются фотографии ребенка. Фотографии клеятся на кусок картона или ватмана размером 25 х 25. В карточках пробиваются два отверстия, берется чистый лист того же размера и соединяются кольцами так, чтобы фотография была справа, а нетронутый лист — с лева. На обороте карточки с фотографией черными буквами пишется фраза: “Женя ест кашу”, “Женя будит папу и маму”, “Женя сам моет чашку”. Количество слов для одной страницы соответствует нормам, рекомендуемым Доманом. Ребенку показывается каждое слово, написанное черными буквами на отдельных карточках, и делается это так, чтобы малыш чувствовал, как из отдельных слов получается связная фраза. Затем даются карточки с группами слов, которые составляют какую-либо фразу из книжки. Например: “Женя ест” и “вкусную кашу”. После этого карточки кладутся на пол рядом со страничкой книги. Вместе с ребенком составляется и читается составленное предложение. Опираясь на него, можно предложить ребенку записать на чистой странице предложение используя фломастеры красного, черного и зеленого цвета. Разумеется, в процессе письма каждое действие озвучивается взрослым. Например: Сейчас мы напишем “Женя ест кашу”. Имя Женя начинается на букву “ж”, а потом идет буква “е”. Получилось “Же”. Так как это имя, то пишем первую букву прописной, т. е. она больше других. К тому же это согласная буква, поэтому пишем ее черным фломастером, а “е” — гласная буква, и ее мы пишем красным фломастером. Теперь давай узнаем, что дальше: “Женя”.
  3. этап. Чтение распространенных предложений. Время перехода на данный тап определяется самим логопедом, по мере того, когда ребенок будет готов непосредственно к чтению распространенных предложений. Карточки можно составлять вместе с ребенком, т. к. ребенку будет интересно наблюдать за тем, как вы пишете то или иное предложение. Составлять предложений нужно столько, сколько можно придумать исходя из уже имеющегося материала, т. е. на фоне слов, которые ребенок уже знает. Постепенно следует увеличить количество слов в предложении, а также уменьшить шрифт сначала до 2, затем до 1 см.
  4. этап. Чтение книг. Данный этап является как заключительным, так и начальным. Заключительным — потому что малыш уже прошел все нужные этапы для чтения слов, словосочетаний и предложений. Начальный — потому что ребенку открывается новый мир полный знаний и открытий, мир книг. Глен Дома очень тщательно относится к выбору первых книг малыша. Параметры первых книг ребенка по рекомендациям Г.Домана:
  5. Словарный запас в книге должен быть не менее 50 слов (рекомендовано от 50 до 100 слов);
  6. В книге должно быть не более одного предложения на страницу;
  7. Текст должен быть сопровожден иллюстрациями, но так, чтобы ребенок не видел иллюстрацию до прочтения текста;
  8. Шрифт в книге должен быть не менее 1 см.

Таким образом, использование методики «глобальное чтение» как одно из средств обучения грамоте при работе над развитием речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями:

  • улучшает понимание речи, так как формируется связь предмета со словом
  • развивает импрессивную речь (увеличивает пассивный словарь)
  1. Мальцева, И. В.. Лучшие методики раннего развития: Мария Монтесори, Глен Доман, Николай Зайцев. От рождения до трех лет. — Москва, 2016.
  2. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии/ Р. Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1986. – 308 с.
  3. Филичева, Т. Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т. Е. Филичева. — Москва: Просвещение, 2009. — 223 с.
  4. Филичева, Т. Б., Чиркина, Т. Б.. Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи. http://sdo. mgaps. ru/books/K6/M2/file/0. pdf
  5. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. — Москва: Дрофа, 2009. — 190 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год