Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско».
Развитие речи у детей
Автор: Леонова Ирина Сергеевна   
22.11.2020 00:27

«Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско».«Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско».

Выполнил: воспитатель ГБДОУ № 5 Калининского района Санкт-Петербург 2020

Актуальность работы:

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предоставляя равные возможности получения качественного образования с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, предполагает развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

 

Но не все дети могут воспользоваться данной возможностью в силу своих особенностей: органическая деятельность ЦНС, слабость нервных процессов, нарушения эмоционально-волевой сферы, психическая неустойчивость, несформированная произвольная саморегуляция.

По сегодняшним меркам эти дети, по клиническим показателям диагностируются, как «практически здоровые», «развивающиеся в пределах нижненормативных границ».

К современным школьникам предъявляются большие требования: они должны не только уметь читать и анализировать учебный текст, но и организовывать свою поисковую деятельность: самостоятельно формулировать учебные цели и задачи, подбирать пути и средства их достижения, уметь планировать и оценивать свою работу, уметь общаться и сотрудничать. Но так называемые «практически здоровые» дети часто попадают в число неуспевающих, страдающих дисграфией и дислексией учеников, которые так же проявляют признаки дезадаптивного поведения, конфликтуют со сверстниками и взрослыми.

Используя нейропсихологический подход, мы можем успешно проводить профилактику и коррекцию выше перечисленных проблем еще в дошкольном возрасте. Нейропсихология позволяет понять глубинные причины нарушений высших психических функций и подобрать наиболее эффективные методы их исправления.

Ни одна проблема психического развития не является изолированной, у детей наблюдаются проявления разнотипных нарушений, свидетельствующих об общей функциональной недостаточности работы нервной системы: дефицитарная работа I функционального энергетического блока мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования), ведёт к паталогическому функционированию II (блок приёма, переработки и хранения информации) и III (блок программирования, регуляции контроля) функциональных блоков, что, соответственно, повлияет на своевременное созревание мозговых структур растущего организма и отсрочит автоматизацию тренируемых навыков. И здесь на помощь нам приходят приёмы нейропсихологии, которые охватывают многие звенья нарушенной функциональной системы и имеют комплексный характер воздействия. В нейропсихологических упражнениях задействуется максимально возможное количество анализаторов, что позволяет нам использовать сохранные функции для восстановления поврежденных.

В нашей методической разработке представлены приёмы работы, направленные на развитие всех трех блоков мозга: дыхательные упражнения, способствующие оптимизации энергетических функций головного мозга; игры и упражнения, направленные на приём и переработку информации; а также, игры и задания, направленные на формирование контроля и саморегуляции.

В логопедических группах работа ведется по определенным программой воспитания и обучения лексическим темам. Наблюдая за детьми в течение нескольких лет, мы обратили внимание на то, как легко они воспринимают неординарную, выходящую за рамки лексических тем, информацию. Каждый год педагоги ГБДОУ организуют посещение различных музеев. Один из любимых музеев наших детей – музей «Истории подводных сил России им. Маринеско». Это натолкнуло нас на идею создания проекта к юбилею данного музея (в 2017 году 20 лет со дня его открытия). Проектная деятельность успешно осуществляет интеграцию образовательных областей (познавательное, речевое развитие (в т.ч. коррекционная работа), физическое и художественно-эстетическое развитие), а так же просвещение родителей, вовлечение их в образовательный процесс. Данная тема позволяет охватить большое количество традиционных тем, внося в них новизну и необычность: «Транспорт», «Профессии», «Инструменты», «23 февраля», «Подводный мир», «Животные жарких стран и севера» (путешествия по морям и океанам), «Наш город». В рамках проекта наши дети приняли участие в районном конкурсе «Юнга», посетили музей «Истории подводных сил России им. Маринеско», проведена интерактивная игра «В поисках утраченных сокровищ» между детьми старшего возраста (три логопедические группы), викторина «Чудеса подводного мира», познавательная игра «Что? Где? Когда?», музыкальный ринг «По морям по волнам». Дети с интересом и легкостью научились вязать морские узлы и с радостью самостоятельно обучали воспитанников из других групп, усвоили необычную для детского сада информацию: названия военно-морских профессий, специальных инструментов, экзотических обитателей водоемов и их значение для человека, познакомились с работами художников маринистов, военными и патриотическими песнями.

Содержательная и методическая часть

«Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско».

Цель проекта: развитие высших психических функций.

Задачи проекта:

  1. Развитие высших психических процессов (речь, зрительное, слуховое восприятие, внимание, пространственные представления).
  2. Формирование функции произвольности, контроля над собственной деятельностью.
  3. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно в коллективе.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.
  5. Осуществлять взаимодействие с семьями воспитанников, сотрудничество с родителями в рамках реализуемого проекта.
  6. Оформить педагогический опыт и методические рекомендации по реализации проекта «Юбилей музея истории подводных сил России им. Маринеско».

Участники проекта: воспитатель, родители, дети старшего дошкольного возраста

Продукт:

Учебно-методический комплект игр, упражнений, пособий по развитию

высших психических функций, сценарии интерактивных игр, мероприятий.

В учебно-методический комплект входят пособия:

  • Игры и упражнения, использующие нейропсихологический подход к развитию высших психических функций;
  • Образовательные презентации для детей: военно-морской флот, география морей, подводный мир, работы художников-маринистов;
  • Игровые презентации: упражнения для детей с ОНР на развитие лексико-грамматического строя речи; упражнения для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • Картотеки специальных понятий (по морской тематике), дыхательной гимнастики, подвижных игр по теме;
  • Конспекты: викторина «Чудеса подводного мира», познавательной игры «Что? Где? Когда?», музыкального ринга «По морям по волнам».
  • Сценарий открытого мероприятия: интерактивной игры-путешествия «В поисках утраченных сокровищ».
  • Выставка «Путешествие по морям». Каждая группа оформила выставки, где представили свои рисунки, поделки, а также подборки книг, детские журналы (в том числе выполненные детьми), интересные иллюстрации, газеты, плакаты и т.д.

При подготовке проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил им. Маринеско» учитывались основные дидактические принципы: связи знаний, умений с жизнью, с практикой; научности; системности знаний; воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений; всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений, навыков; доступности. Образовательная деятельность детей строилась с учетом личностно-ориентированного подхода к взаимодействию педагога и воспитанников, и с осуществлением интеграции всех образовательных областей.

Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско»

1. Сбор и систематизация информации

  • Работа с образовательными презентациями. Рассматривание картинок, иллюстраций и фотографий военно-морских кораблей, инструментов, обитателей подводного мира.
  • Использование дидактических игр: «Как устроена подводная лодка», «Собери картинку», «В поисках клада», «Спаси корабль от рифов», «Прочти карту», «Болгария», «Зашифрованные послания» и др.
  • Беседы: «Как человек море покорил», «От бочки до подводной лодки», «Обитатели морей и океанов», «Великие мореплаватели», «Как выжить на острове».
  • Разучивание песен, чтение стихов, рассматривание картин художников-маринистов и т.д.
  • Создание макета корабля, якоря, спасательного круга, цепи, бескозырки, компаса.
  • Чтение художественной детской литературы: Орлов Олег «Приключения матроса Кошкина», Томас Зелинки «Лелик и Болик на море», изучение атласов и карт, энциклопедий, рассматривание 3D книг «Подводная лодка», «Военный корабль», просмотр мультфильма «Приключения капитана Врунгеля». Разучивание стихов: Г. Виеру «У моря», М. Вайнилайтис «Мой янтарек» и др.
  • Театрализованная деятельность В. Сутеев «Кораблик».

2. Экспериментальная деятельность

  • «Почему не тонет подводная лодка?» (плавучусть)
  • «Как устроен перископ?»
  • «Как работает воздух?» (парусные суда)
  • «Опыты с соленой водой»

3. Игровая деятельность детей

  • Сюжетно-ролевые игры: «По морям окаеанам», «Моряки», «Радист», «Океанологи».

4. Творческая деятельность детей

  • Придумывание рассказов о путешествии по морям.
  • Рисование мини книжек по тематике.
  • Создание объемных макетов.
  • Создание карт путешественника.
  • Выставки рисунков и поделок.

5. Музыкальное и физическое развитие

  • Слушание и разучивание песен «Бескозырка белая», «Андреевский флаг», «Гимн подводников».
  • Игра «Угадай мелодию».
  • Подвижные игры: «Семафорная азбука», «Подводники» (перестроение в колонны по одному, по два, по три), «Повтори движение» (с флажками), «Перетягивание каната».
  • Развитие мелкой моторики: «Завязывание морских узлов», пальчиковая гимнастика и др.

6. Взаимодействие с родителями

  • Экскурсия в музей «Истории подводных сил России им. Маринеско».
  • Рекомендации: посещение выставки картин И.К. Айвазовского в Русском музее.
  • Участие в оформлении выставок по морской тематике.
  • Встреча и беседа с морским офицером (дедушкой воспитанника группы Родионова М).

Интеграция образовательных областей в ходе реализации проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Маринеско»

1. Познавательное развитие

  • Игры и упражнения, использующие нейропсихологический подход к развитию высших психических функций;
  • Просмотр презентаций для детей: военно-морской флот, география морей, подводный мир, работы художников-маринистов, дидактические, развивающие игры, логические задания, кроссворды, ребусы, головоломки и т.д.

2. Речевое развитие

  • Игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  • Чтение книг, энциклопедий из серии «Великие путешественники», «По морям и океанам».
  • Стихи, загадки, пословицы и поговорки о кораблях, моряках и пр.

3. Социально-коммуникативное развитие

  • Настольно-печатные игры, строительно-конструктивные игры (строим корабль, подводную лодку), сюжетно-ролевые «Островитяне», «Радист», «Океанологи» и т.д.

4. Художественно-эстетическое развитие

  • Оформление выставки детских рисунков.
  • Создание коллекции сигнальных флагов, флагов разных государств.
  • Создание мини книжек, комиксов по теме.
  • Оформление выставки картин художников-маринистов.
  • Слушание и разучивание военно-патриотических песен.

5. Физическое развитие

  • Подвижные игры, эстафеты, строевые упражнения, перестроения, речь с движением, физминутки.

Данный проект дает уникальную возможность вести полноценную профилактику и коррекцию нарушений высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста. У детей появляется интерес и желание решать проблемные ситуации и задачи, не испытывая психологических затруднений. Вся работа строится на инициативе ребенка. У детей появляется возможность и способность к самостоятельному планированию и самоконтролю своей деятельности. Что крайне необходимо для успешного обучения и комфортного общения со сверстниками в школе.

В наше время большую актуальность имеет воспитание у детей с раннего возраста чувства патриотизма и любви к своей Родине – чему способствуют все направления деятельности педагога. Проект обеспечивает тесную взаимосвязь родителей, детей и педагога ДОУ, что способствует улучшению качества воспитания и образования.

Литература

  1. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: учеб. – метод. пособие/ А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т. Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014 -240 с.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 319 с.
  3. Курдюкова С.В. Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом. Издательство: Генезис 2016 год
  4. Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авторы-составители Л.С. Киселева, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2005
  5. Глаголева Ю.И. Статья «Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности как основание для формирования регулятивных универсальных учебных действий в младшем дошкольном возрасте» Академический вестник, выпуск 2 (25), ГБДОУ ДПО АППО, СПб, 2014

Интернет-ресурсы:

  1. http: //минобрнауки. рф ФГОС НОО
  2. http: //pedlib. ru/Books/2/0161/2_1. shtml Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384, (16) с. – (Высшая школа)
  3. http: //sdo-journal. ru/rubriks/psdets. html Нейропсихологический подход к развитию мышления в детском возрасте Глозман Ж.М.
  4. http://edu. rin. ru/preschool/index. html Дошкольное образование.
  5. http: //www. intelgame. ru Умные игры – умные дети.
  6. http: //doshkolnik. ru/ Дошкольник.
  7. http: //new-people. info Логопедический сайт «Болтушка»
  8. http: //www. igraemsa. ru/ Сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год