Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ПРОЕКТ дополнительного образования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕЧЕВИЧОК» по взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя с воспитателем и родителями детей 5 – 6 лет
Развитие речи у детей
Автор: Владимирова Оксана Владимировна Пасевич Ольга Владимировна   
02.11.2020 11:08

ПРОЕКТ дополнительного образования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕЧЕВИЧОК» по взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя с воспитателем и родителями детей 5 – 6 летПРОЕКТ дополнительного образования «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕЧЕВИЧОК» по взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя с воспитателем и родителями детей 5 – 6 лет

авторы и руководители проекта: О.В. Владимирова, музыкальный руководитель, О. В. Пасевич, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №44 «Красная Шапочка» города Смоленска

Проблема.

Родители недостаточно хорошо ориентируются в вопросах речевого развития современных детей. Не принимают активного участия в детско-родительских мероприятиях.

Новизна.

Данный проект представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую подготовку к полноценному овладению фонетическим строем русского языка, интенсивному развитию фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитию связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации. Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

 Скачать конспект

Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по трем направлениям:

  1. диагностическое;
  2. коррекционно-развивающее;
  3. информационно-консультативное.

Актуальность данного проекта обусловлена его практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Данный проект поможет детям с нарушением звукопроизношения осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Направленность. Предлагаемый проект по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.

Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Цель: создание условий для продуктивного взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей старшей группы.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы.

Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные:

  • Укреплять костно-мышечный аппарат.
  • Развивать дыхание.
  • Развивать координацию движений и моторные функции.
  • Формировать правильную осанку.

Образовательно-воспитательные:

  • Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  • Формировать способность восприятия музыкальных образов.
  • Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Формировать просодические компоненты речи.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед

Задачи

Образовательные:

  1. Формировать слуховое внимание и восприятие.
  2. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятиями «звук», «слово», «буква», «предложение».
  3. Формировать понятия о грамматических категориях языка.
  4. Обогащать и активизировать словарный запас.
  5. Формировать нравственно – этические нормы поведения.

Развивающие:

  1. Развивать дыхание, голос и мимические мышцы.
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Развивать связную речь.
  6. Индивидуальное обследование речи в присутствии родителей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
  2. Воспитывать умение слушать друг друга.
  3. Воспитывать самоконтроль за речью.
  4. Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.
  5. Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом.

Музыкальный руководитель:

Образовательные: •

  1. Формировать способность восприятия музыкальных образов.
  2. формировать слухового внимания и слуховой памяти;

Развивающие:

  1. Развивать грамматический строй и связную речь.
  2. Развивать речевое дыхание.
  3. Развивать артикуляционный аппарат.
  4. Развивать координацию движений.
  5. Развивать умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  6. Развивать мышечный аппарат и голосовые данные.
  7. Развивать ритмический слух, вокально – слуховую координацию.

Воспитательные:

3. Воспитывать способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

4. Воспитывать темп и ритм дыхания и речи;

5. Совершенствовать личностные качества,

Оздоровительные:

  1. Укреплять костно-мышечный аппарат.
  2. Развивать дыхание.
  3. Развивать координацию движений и моторные функции.
  4. Формировать правильную осанку.

Эффективность коррекционной работы определяется четкой организацией пребывания детей в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе педагогов.

Участники проекта: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель, дети старшей группы и родители.

Тип проекта: творческий (учебно-познавательный)

вид проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта: 2020-2021 учебный год

В основе слаженной работы музыкального руководителя и учителя-логопеда лежат следующие принципы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  • Принцип системности (принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития)
  • Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, музыкальным руководителем и детьми.
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  • наглядность,
  • доступность,
  • поэтапное повышение требований,
  • стимулирование активности и сознательности детей,
  • индивидуальный подход к каждому ребенку.

Форма работы (организации) фронтальная и подгрупповая. Из расчета 2-3 раза на любых занятиях занятия в неделю, либо в режимные моменты по решению педагога. Обязательным элементом являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, возможно проводить и индивидуальные занятия.

Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 5-10 минут.

Такая форма организации занятий позволяет уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.

Индивидуальные занятия-консультации учителем-логопедом и музыкальным руководителем проводятся по мере необходимости.

В работе используются методы:

  • практические (упражнения и дидактические игры)
  • наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты)
  • словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).

При проведении занятий необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Регулярность проведения занятий;
  2. Простоту и доступность для восприятия детьми музыкальных произведений, их яркость и жанровую определённость;
  3. Сочетание в рамках одного занятия различных методов работы педагога и видов деятельности детей;
  4. Повторяемость предложенного материала.
  5. Использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т.д.);
  6. Активное и эмоциональное участие взрослых (педагогов и родителей) в проведении музыкально-логопедических занятий, праздников, досугов.

Материально-техническое обеспечение:

  • дидактические игры на развитие речи;
  • игрушки и приспособления на развитие дыхания;
  • игрушки и пособия на развитие мелкой моторики;
  • видео и аудио пособия;
  • ноутбук, проектор и музыкальный центр;
  • фортепиано.

Кадровое обеспечение:

  • учитель-логопед,
  • музыкальный руководитель,
  • воспитатель группы,
  • воспитанники старшей группы.

Технологии:

  • технологии совместной деятельности,
  • Технология логопедического обследования,
  • Технология формирования речевого дыхания,
  • Технология развития интонационной стороны речи,
  • Технология коррекции темпо-ритмической организации устной речи,
  • Технологии развития общей и мелкой моторики.

Ожидаемый результат.

  • совершенствование фонематического восприятия;
  • улучшение в произносительной сфере;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • значительное возрастание активного словарного запаса;
  • развитие операций сравнения и обобщения;
  • положительная динамика сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем;
  • положительный эмоциональный настрой;
  • координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей;
  • быстрота реакций на смену движений, ориентировке в пространстве;
  • развивается умение работать в коллективе;
  • закрепляются навыка правильного употребления звуков во всех ситуациях общения.

Тесная взаимосвязь в работе музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателя и родителей помогает организовать более продуктивную подготовку наших детей к социализации, участию в праздниках, досугах и развлечениях.

Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.

Этапы.

Реализация проекта предполагает работу в III этапа.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

  • анкетирование;
  • обследование;
  • индивидуальные консультации;
  • информирование родителей.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

  • разработка и апробирование системы мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-6 лет;
  • подбор и заучивание стихов, песенок-попевок, чистоговорок, скороговорок к досуговым мероприятиям с детьми,
  • мастер-классы и театральные постановки с использованием ИКТ;
  • информирование родителей через информационные стенды, интернет-ресурсы.

III этап заключительный (контрольно-диагностический)

Мероприятия:

  • итоговая диагностика;
  • информирование родителей о результатах совместной работы;
  • выступление на заключительном педагогическом совете.

Диагностическая работа проводится по разделам согласно методикам Н. В. Серебряковой, И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. По результатам обследования определяются приоритетные направления профилактической работы.

Наилучшие результаты будут достигнуты, если педагоги и родители действуют согласованно.

В рамках проекта педагогов и родителей важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-профилактического процесса.

Для достижения целей проекта определен круг задач, которые необходимо решить:

  1. Педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между участниками проекта.
  2. Участники проекта должны быть вооружены специальными знаниями, необходимыми для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка.

Взаимодействие педагогов и родителей

Просветительский блок

  • знакомство с возрастными особенностями развития, этапами становления детской речи,
  • ознакомление с результатами диагностики развития детей, оформление рекомендаций.

Практический блок

  • демонстрация практических приемов работы с детьми,
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год