Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Развитие речи у детей
Автор: Чуканова Марина Сергеевна Полкунова Вера Михайловна Щербинина Марина Фёдоровна   
19.10.2020 11:34

«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»«Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Выполнил: Чуканова М.С Полкунова В.М. Щербинина М.Ф: воспитатели СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 им. И.М. Кузнецова с. Большая Черниговка

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но в тоже время и веселое. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

 

скачать конспект

Чтобы целенаправленно содействовать усвоению детьми форм речи, важно вовлечь их в деятельность, полноценную в речевом и социально-нравственном отношении, в деятельность, которая поставит ребенка в позицию активного субъекта речевого общения. Такой деятельностью для дошкольников является театрализованная игра, деятельность, которая стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Организация театрализованных игр детей — это активный способ управления процессом речевого развития детей. Дети во время подготовки к театрализованным играм, так и в их процессе вовлекаются в реальное и ролевое общение. В этих играх происходит накопление речевого и коммуникативного опыта.

Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие: уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки.

Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

В работе с детьми по формированию речи можно использовать следую-щие игры: театрализованные (игры-инсценировки, как импровизация по мотивам литературного произведения) и режиссерские, как разновидность театрализованных игр. Создание предметно-развивающей игровой среды предполагает оформление театрализованного уголка в группе, уголка ряженья, наличие различных видов настольного театра, масок, элементов костюмов и т. д.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать «оживленными», они получат еще большее удовольствие.

Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка предполагает: совместные театрализованные игры воспитателя с детьми; этюды и имитацион-ные игры; самостоятельные театрализованные игры детей. В процессе приобще-ния детей к театрализованной деятельности используется показ настольно-го театра и беседы после показа; просмотры спектаклей в детском саду с приглашением актеров городских театров; совместные ролевые диалоги; разыгрывание литературных текстов, упражнения в интонационной выразительности и т. д.

Этапы развития речи средствами театрализованных игр определяются в соответствии с логикой развития речи (от восприятия — к заимствованию речевых форм — и затем к самостоятельному их использованию). Они предусматривают постепенный переход: от просмот-ра театрализованной постановки к самостоятельным театрализациям; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 детей; от имитации действий персонажей к передаче их речевых реплик.

На первом этапе формируется интерес к театрализованным играм, к детским литературным произведениям через организацию систематического чтения и просмотра небольших кукольных и игровых спектаклей, которые показывают воспитатели младших групп, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. Это способствует обогащению впечатлений и игрового опыта детей.

Целенаправленное формирование впечатлений (жизненного и игрового опы-та) детей осуществляется не только через показ театрализованных представлений, но и с использованием ролевых диалогов игрушек (этюды). Для этого используются любые куклы или образные игрушки. Специфика игр — диалогов состоит в том, что в них закладывается определенное содержание, соответствующее тематическому плану. Для показа театрализованных представлений лучше использовать уже знакомые детям произведения: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот, петух и лиса» и т. д.

Следующий этап предусматривает совместный показ настольно-го театра воспитателя с ребенком, игры — инсценировки, чтение стихов и потешек по ролям, совместные игровые диалоги с использованием игрушки. Совместные показы можно проводить как в индивидуальной деятельности с детьми, так и небольшими группками. К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько ви-дов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизан-сценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

Чем чаще мы показывали спектакли, тем свободней, эмоциональней, уверенней и активней выступали дети. Результатом нашей театрализованной деятельности были постановки для родителей и детей другой группы по сказкам «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом» и «Маша и медведь». ФОТО Проведенная работа показала, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут правильно задать вопрос. Можно теперь ставить более сложные задачи и реализовывать их.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год