Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Значение метода сенсорной интеграции в речевом развитие детей.
Развитие речи у детей
Автор: Косоротова Дарья Николаевна   
03.10.2020 15:24

Значение метода сенсорной интеграции в речевом развитие детей.Значение метода сенсорной интеграции в речевом развитие детей.

Впервые Доктор Э.Дж. Айрес в США начала разрабатывать теорию сенсорной интеграции и связанные с ней процедуры оценки пациентов и стратегии вмешательства в 1950-х годах. После выхода в свет книги «Сенсорная интеграция и ребенок» в конце 70-х годов многие аспекты ее работы стали широко известны. Джейн Айрес в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем — теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами развития ребенка. Джейн Айрес, увидела проблему, которая мешает развитию, по крайней мере, каждого десятого ребенка на земле, которую до нее не понимали, не диагностировали и не замечали. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем.

 

Никакая часть центральной нервной системы не работает изолированно: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима постоянная стимуляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, поглощение пищи, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками. С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды.

  • позволяет человеку осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой он находится (формирование адаптивного ответа на ситуацию)
  • формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. Ощущения представляют собой потоки электрических импульсов.

Человек воспринимает свое тело, других людей и окружающие предметы и явления благодаря тому, что мозг интегрирует импульсы в значимые (имеющие смысл) формы и взаимоотношения. Наш мозг, воспринимая что-то посредством органов чувств, интегрирует полученную информацию из разрозненных кусочков в единое целое (составление целого из частей).

Так, например, когда мы смотрим на апельсин, наш мозг интегрирует ощущения, полученные от глаз, и мы воспринимаем его цвет и форму. Когда мы трогаем апельсин, ощущения, полученные от пальцев и кистей рук, интегрируются, и благодаря этому мы узнаём, что снаружи корка у апельсина грубая, а внутри он влажный. Интеграция ощущений, полученных от органов обоняния, позволяет нам почувствовать его цитрусовый запах

Сенсорная интеграция начинает развиваться у младенца еще утробе матери, когда ребенок ощущает движения материнского тела. В дальнейшем ребенок в первый год жизни овладевает такими умениями как – ползание, вставание, только при условии, что в его мозге будет идти и развиваться активнейшая сенсорная интеграция. Ребенок развивает свою сенсорную интеграцию по-разному взаимодействуя с окружающим миром, приспосабливая свое тело и мозг для решения физических задач, с которыми он сталкивается в детстве. Наилучшую возможность для развития сенсорной интеграции дает адаптивный ответ. Адаптивный ответ — это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения. Посредством адаптивных ответов ребенок на каждом этапе своего развития справляется с определенными задачами и познает что-то новое. Формирование адаптивных ответов помогает мозгу развиваться и организовывать свою работу, включает сенсорную интеграцию. А с развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация, и становятся доступными более сложные навыки.

Джейн Айрес отмечает, что первые семь лет жизни ребенка его мозг в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации, поэтому этот период называют – периодом сенсомоторного развития. Дети воспринимают окружающий мир, предметы и делают выводы о них согласно своим ощущениям, их адаптивные ответы имеют двигательную, мышечную природу, нежели ментальную. По мере взросления некоторые сенсомоторные навыки заменяются ментальными и социальными, однако именно сенсомоторные навыки являются основой формирования последних.

Сенсорная интеграция необходимая для овладения сенсомоторными навыками, такими как движение, говорения, игра, закладывает фундамент более сложной интеграции необходимой для овладения чтением, письмом и адекватным поведением. Идеальной сенсорной интеграции либо ее полного отсутствия не существует, у одних она на редкость хорошая, у других – средняя, у третьих – слабая. Сбой в сенсорной интеграции вычленить очень сложно. Специалист наблюдает как ребенок играет, как действует в той или иной ситуации, как выполняет стандартные тесты и на основе этого делает вывод о том, как работает его мозг. Нарушение сенсорной интеграции проявляется в ряде симптомов, некоторые из них видны уже в младенческом возрасте. Дети в младенческом возрасте с нарушениями сенсорной интеграции начинают ползать, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить позже своих сверстников. Такие дети кажутся неловкими, неуклюжими, спотыкаются во время бега, часто падают, ударяются о предметы, у них отмечается нарушения координации движений, поэтому они не могут овладеть такими навыками как завязывание шнурков, езда на велосипеде.

В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции отмечаются проблемы в овладении игровыми навыками. Ребенок не в состоянии интегрировать ту информацию, которая поступает от глаз, ушей, рук, тела и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он слышит, видит и чувствует. Он пропускает детали или не понимает действий других детей. Не интересуется играми, популярными у сверстников. Игрушки, требующие навыков манипуляции, могут представлять для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения. Ребенку трудно раскрашивать, складывать мозаику, пазлы, аккуратно резать ножницами, совмещать ровно края бумаги. Таким детям задачи, которые ставят перед ними взрослые, кажутся трудными и непонятными. В свою очередь взрослым кажется, что ребенку попросту неинтересно, но неинтересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения.

Задержка речевого развития тоже свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции. У некоторых детей отсутствует организация тактильных ощущений, они необщительны, держатся в стороне, не позволяют прикасаться к себе. Очень часто нарушение сенсорной интеграции у детей является причиной гиперактивности. Некоторые негативно реагируют на свет, шум.

Зачастую дети проявляют злость и агрессию, как проявления спонтанных реакций на ощущения невыносимые для ребенка. Так как сенсорная интеграция протекает бессознательно и контролю не подлежит, ребенок не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее. Зачастую взрослые усугубляют ситуацию, предлагая ребенку непосильные задания. В том случае, если отсутствует деликатная поддержка со стороны родителей и педагогов, у ребенка формируется низкая самооценка «я – плохой», «я – глупый».

Нарушение сенсорной интеграции проявляется в гипер- (повышенной чувствительности) или гипосенсетивности (наоборот пониженном пороге чувствительности).

Итак, признаки тактильной дисфункции, могут проявляться либо в гипер -, либо в гипосесетивности, гиперсенсетивность к прикосновению выражается в защитной тактильной реакции, гипосенсетивность к прикосновению в недостаточной реакции. Гиперсенсетивность проявляется: — лѐгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию; страшится или даже избегает находиться близко к другим людям или ровесникам; не любит причѐсываться; не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя; предпочитает обниматься; чрезмерно бурная реакция на маленький порез, царапину или укус насекомого; избегает прикосновения к определѐнным материалам (одеялам, коврикам, чучелам животных); отказывается надевать новую или жѐсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п. избегает игры с участием рук; впадает в сильное расстройство из-за грязных рук и часто стремится их протереть или вымыть; не терпит одежды, натирающей кожу, готов носить шорты и безрукавки круглый год; или наоборот, предпочитает носить длинные рукава и штанины круглый год, чтобы не подвергать кожу внешним воздействиям; впадает в стресс из-за необходимости умываться; чрезвычайно капризен в еде, осуществляет строгий подбор вкусов и структур еды, смесь частиц разной консистенции не употребляет, отказывается от горячего и холодного, отказывается пробовать новое; может ходить только на носочках. Гипосенсетивность проявляется: стремится к прикосновению, ему необходимо потрогать всѐ и всех; не замечает, что к нему прикоснулись или налетели на него, если только не сделать это с особой силой или интенсивностью; не обращает особого внимания на раны (порезы, синяки), не расстраивается из-за уколов, может даже заявить, что ему нравятся уколы; может не обратить внимания на то, что руки или лицо грязные, нос течѐт; может проявлять самоагрессию: щипать, кусать себя, быть себя по голове; всѐ время что-нибудь тянет в рот; часто делает больно другим детям или животным в процессе игры; постоянно трогает поверхности или объекты, которые приносят успокоение (например, одеяло); ищет поверхности и структуры, дающие интенсивную тактильную стимуляцию; очень любит «грязные» игры (игры с песком, глиной, пеной) и ищет их; любит вибрацию или другие сильные сенсорные сигналы; предпочитает очень острое, сладкое, кислое или солѐное.

Вестибулярная дисфункция проявляется: Гиперсенсетивность к движению (чрезмерная реакция: избегает/не любит детские площадки: качели, лесенки, горки, карусели; не любит лифты и эскалаторы, может сесть, когда приходится в них заходить, его может укачать в/на них; боится высоты, даже подняться на бордюрчик или ступеньку; боится оторвать ступни от земли; боится подниматься и спускаться по лестнице, ходить по неровной поверхности; боится быть перевѐрнутым вверх тормашками, вбок, назад; будет решительно отказываться мыть голову в положении наклонившись над раковиной; замирает, если кто-то другой начинает его двигать, например, пододвигает его стул поближе к столу; может бояться кататься на велосипеде, осваивать его с большими сложностями, может бояться прыгать, скакать, балансировать, стоя на одной ноге, особенно с закрытыми глазами; легко теряет равновесие и может казаться неуклюжим; боится тех видов деятельности, которые требуют хорошего равновесия; избегает резких и вращательных движений.

Гипосенсетивность к движению (недостаточная реакция: находится в постоянном движении, кажется, не может посидеть смирно ни минуты; стремится ко всему, что даѐт ощущение быстрого, интенсивного движения, вращения; любит, чтобы его подбрасывали вверх; может кружиться часами, не испытывая при этом головокружения; в парках аттракционов любит всѐ быстрое, напряжѐнное и/или пугающее; постоянно прыгает по мебели, на батуте, крутится на крутящемся стуле, переворачивается вверх тормашками; любит кататься на качелях как можно выше и как можно дольше; ищет источники возбуждения, приключений, нередко опасных; постоянно бежит, подпрыгивает, подскакивает и т.п. вместо простой ходьбы; когда сидит, раскачивается всем телом, трясѐт ногой или головой; любит быстрые внезапные движения, например, когда машина или велосипед подскакивают на бугристой дороге.

Низкий мышечный тонус и/или координация: расслабленное тело; часто «сползает», ложится и/или опирает голову на руку, работая за письменным столом; легко устаѐт; трудно поворачивать ручки (дверные и прочие), открывать и закрывать объекты; при падении не может сгруппироваться и удержаться; сложности с одеванием и застѐгиванием пуговиц и всяких прочих застѐжек; плохо осознаѐт своѐ тело; натыкается на предметы, сбивает предметы, спотыкается, кажется неуклюжим; плохая крупная моторика; плохо прыгает, ловит мяч, влезает по лестнице, не может манипулировать марионеткой; плохая мелкая моторика; сложности в пользовании инструментами, карандашом, столовыми приборами, гребешком, ножницами и т.д.; сложно выучить движения упражнения или танца.

Проприоцептивная чувство: сигнал от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении положения в пространстве, поиск сенсорных переживаний: стремится к возможности попрыгать, понатыкаться на что-то, свалиться/навалиться; топает ногами во время ходьбы; стучит ногами по полу или по стулу, когда сидит; кусаѐт/сосѐт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев; любит плотно завѐртываться во много одеял или в тяжѐлое одеяло, особенно при отходе ко сну; предпочитает одежду (а также ремни, капюшоны и шнурки) как можно более тесную; любит ощущение хлюпанья, расплющивания и стремится к нему; любит грубоватые объятия; чрезмерный стук игрушками и другими объектами; часто намеренно падает на пол; готов часами прыгать на батуте; скрипит зубами в дневное время; любит пихать, тащить, волочить объекты; любит прыгать с мебели и с других высоких объектов; часто ударяет, толкает других детей, наваливается на них; жуѐт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.

Сложности с упорядочиванием движения: не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, вдеть руку в рукав или залезть куда-то); сложности с регулировкой давления при письме/рисовании: может написать так, что почти ничего не видно или, наоборот, тут же сломать грифель карандаша; письменная работа очень неаккуратная, а при стирании написанного часто рвѐт бумагу; постоянно ломает игрушки и другие объекты; не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжѐлый, не приложив достаточной силы; может не понимать, что такое «тяжѐлый» и «лѐгкий», не сможет сравнить объекты по весу; кажется, что во всех действиях применяет слишком большую силу: при ходьбе; сжимает предметы слишком сильно, хлопает дверьми, ставит объекты с силой и грохотом. Признаки аудиальной дисфункции (при исключении проблем со слухом) Гиперсенсетивность к звуком (аудиальная защитная реакция): отвлекается на звуки, в норме не замечаемые другими; например, гудение лампы или холодильника, вентилятора, обогревателя, тиканье часов; пугается звуков (пылесоса, фена, скрипа обуви, лая собаки); замирает или отвлекается на неожиданный громкий звук; раздражается/отвлекается на фоновые шумы за пределами здания, например, на жужжание газонокосилки в саду, звуки стройки; часто просит людей не шуметь, не говорить, не петь; при неожиданном громком звуке убегает, вскрикивает, закрывает уши руками; может отказаться от посещения кино, парада, катка, музыкального концерта и т.д.; человек может нравиться или не нравиться в зависимости от того, нравится ли звучание его голоса.

Гипосенсетивность к звуку (недостаточная регистрация звуков): часто не реагирует на словесное обращение, на обращение по имени; кажется, что сам шумит исключительно ради шума как такового; любит слушать музыку и телевидение очень громко; кажется, что плохо понимает и запоминает на слух; кажется, что не понимает направление источника звука; нередко вслух и достаточно громко сам направляет себя во время выполнения задания; в младенчестве мало или совсем не вокализировал и не гулил; нуждается в неоднократном повторении инструкций, иначе часто переспрашивает.

Признаки дисфункции орального сигнала Гиперсенсетивность к оральному сигналу (оральная защитная реакция): капризен в еде, часто имеет крайние предпочтения, например, очень ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду отказывается есть в гостях; может есть только мягкую или пюреобразную еду после 2-х лет; может давиться едой плотной консистенции.

Признаки нарушения обонятельной функции (чувствительность к запахам), гиперсенсетивность к запахам (чрезмерная реакция): отрицательно реагирует на запахи, которые не беспокоят большинство или даже не замечаются в норме другими людьми; сообщает людям (или говорит об этом с другими), как неприятно или странно они пахнут; отказывается есть какие-то продукты из-за их запаха; запахи уборной, пота вызывают сильную негативную реакцию или даже тошноту; запах духов и одеколона вызывает раздражение, возможно, сильное; раздражают бытовые и кухонные запахи; может отказаться от игры в чьем-то доме из-за запаха; запах является ведущим критерием для определение нравится или не нравится конкретный человек или конкретное место.

Гипосенсетивность к запахам (недостаточная реакция): сложности с различением неприятных запахов; может съесть или выпить что-то ядовитое, потому что не чувствует отвратительного; запаха; не может определить запахи специальных «нюхательных» наклеек; не замечает запахи, на которые жалуются окружающие; не замечает или игнорирует неприятные запахи; тщательно обнюхивает новые предметы, людей, места; нюхание предмета — один из способов взаимодействия с ним.

Говоря о сенсорной и интеграции и мозге, следует сказать о латерализации полушарий головного мозга. Латерализация — процесс, происходящий в онтогенезе, посредством которого различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга. Сенсорные и двигательные функции латерализуются (распределяются по полушариям) в раннем детстве. Каждое полушарие имеет свою специализацию, которая носит достаточно дифференцированный характер, поэтому возможно различное соотношение доминантности

полушарий в отношении речи, слуха, зрения при право – или леворукости. При этом доминантность руки на связана напрямую, например, с доминированием речевых центров.

Успешная латерализация полушарий обычно способствует эффективной работе мозга в целом, а при ее нарушении замедляется речевое развитие и обучение, ухудшается поведение.

Говоря о сенсорной интеграции, следует отметить два главных процесса, регулирующих работу нервной системы, процессы возбуждении и торможения. Возбуждение — процесс высвобождения нейроном собственной энергии в ответ на раздражение, торможение — активный процесс, в 25 результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение. Сочетание возбуждающих и тормозящих сигналов вызывает модуляцию – процесс самоорганизации нервной системы. Нервная система модулирует сама себя, сообщая больше энергии одним сигналам и ослабляя энергию других. Любой сенсорный или двигательный процесс включает комплексную организацию возбуждающих факторов — чтобы нужные сообщения дошли до адресата, а также подавляющих факторов — чтобы сократить число ненужных импульсов.

Большое значение в развитии ребенка играет формирование нейронных связей, для того, чтобы такие связи появились, нейроны нуждаются в стимуляции. Сенсорная система развивается только в том случае, если на нее воздействуют силы, активизирующие ее рецепторы.

Так для развития зрительной системы необходимы зрительные образы, для развития слуховой системы – звуки, для развития проприоцептивной и вестибулярной систем – движение тела. Чем больше у ребенка формируется нейронных связей, тем более способен он к обучению, тем более развит его интеллект.

Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он реализуется в двух направлениях:

  1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции. Во-первых, следует внимательно наблюдать за ребёнком и предоставить ему выбор широкий выбор занятий, которые удовлетворяют его сенсорные нужды и интересы. Ребенок с гипофункцией тактильной сенсорной системы, который стремится ко всему прикасаться, может решить свою проблему ношением определённого предмета в кармане это может быть маленький упругий мячик, брелок или игрушка. Когда ему будет нужна помощь в концентрации или возникнет желание к чему-нибудь прикоснуться, он может опустить руку в свой карман. По аналогии ребёнку с гипофункцией обонятельной сенсорной системы рекомендуется всегда иметь при себе специальный ароматизированный предмет. Ребёнку с гипофункцией слуховой системы могут предлагаться наушники для прослушивания музыки. Чтобы успокоиться и помочь мозгу организовать и переработать чувственные стимулы, некоторым детям с гипофункцией проприоцептивной системы нужно сильное давление. Таким детям может помочь тяжелая одежда, утяжелители на руки и или ноги. Детям со сниженной вибрационной чувствительностью может помочь раскачивание в гамаке, на качелях, вращение на каруселях. Во-вторых, зная, что ребенок с нарушением речи может столкнуться с неприятным или раздражающим его опытом, из среды рекомендуется устранить болезненные раздражители или научить ребёнка приспосабливаться к ним. Ребёнка, который испытывает неприязнь к движению, можно раскачивать на качелях или гамаке, держа на коленях, завернув в одеяло, чтобы создать ощущение защищенности и надёжности. Если у воспитанника наблюдается феномен тактильной защиты, следует использовать интенсивные прикасания. Иногда более эффективно применять мягкие нажатия, чем осторожные прикасания. Для прикасаний могут использоваться также различные материалы например, махровым платком или шерстью, которые зачастую более нейтральны, чем прикасания рукой. Полезным является непрерывный поток прикасаний руки не убираются с тела, а остаются на нём. Если ребенок не может заниматься в шумной обстановке, ему следует помочь найти тихое место или рекомендовать использовать наушники для блокировки лишнего звука. Ребёнку с повышенной зрительной чувствительностью предлагаются специальные очки с защитными фильтрами.
  2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагают, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений зрительных, слуховых, тактильных и др. во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений синтез информации, поступающих от различных органов чувств. Особое внимание уделяется формированию сочетанности в сенсорном восприятии, синтезу сенсорных систем. В совместной деятельности различных сенсорных систем имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, который включает в себя три основные цепочки:
  3. тактильная — проприоцептивная — вестибулярная — зрительная,
  4. тактильная — слуховая — зрительная,
  5. тактильная — вкусовая — обонятельная — зрительная.

Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а их всеобщим эффектом — зрительное восприятие. Зрительная сенсорная система выступает как преобразователь и интегратор всего чувственного опыта человека. Определённый порядок интегрирования сенсорных впечатлений позволяет педагогу подбирать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребёнка. Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому терапия сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств. Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка с нарушением речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год