Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Развитие речи у детей
Автор: Мансурова Валентина Борисовна   
26.08.2020 16:48

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНРСловесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Мансурова Валентина Борисовна, МБДОУ № 104 г. Томска

В последнее время все больший процент занимают дети с общим недоразвитие речи (ОНР). У данного контингента детей уровень развития словаря не соответствует возрастным показателям, а его овладение является важным условием умственного развития.

Независимо от особенностей структуры речевого дефекта, дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Для преодоления необходимы специальные коррекционные мероприятия.

 

Так как речь наиболее полно развивается в деятельности, а в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря должен быть получен, если проводить ее с использованием многообразных игр. Одним из видов является словесная дидактическая игра, и как вариант – упражнение. Использование данных форм побуждает ребенка к свободному речевому общению и употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас.

Существуют большие возможности использования словесных дидактических игр и упражнений как воспитателю, так и логопеду.

Работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь.

Дидактические игры и упражнения, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, поэтому важно определять, в какое время в режиме дня целесообразно их проводить. Решая этот вопрос, воспитатели, прежде всего, должны устанавливать степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. Самый благоприятный период – это после дневного отдыха детей. В это время дети бодрые, активные. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры и упражнения, а также интересно поиграть в уже знакомые.

Таким образом, использование словесных дидактических игр и упражнений способствуют развитию словаря детей и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Данное направление работы актуально и для детей с нормальным речевым развитием, так, как и у них отмечаются трудности с овладением словаря.

Игра: «ЦЕПОЧКА».

Цель: замена названий деревьев в скороговорках.

Ехали мы, ехали.
До ЕЛИ доехали,
ЕЛЬ объехали
И к СОСНЕ поехали.

Ехали мы, ехали.
До СОСНЫ доехали,
СОСНУ объехали
И к КЛЁНУ поехали…

Игра «Идем по кругу»

Цель: развивать чувство ритма, тренировка в произношении звука «Ж».

Воспитатель показывает ребенку жука, вырезанного из яркой бумаги, и кладет его на стульчик. Ребенок идет по кругу, логопед певуче повторяет русскую потешку:

Жук-жучок,
Не летай в озерышко.
Улетишь высоко –
Упадешь глубоко.

Уж ты на землю падешь –
Тебя мышка съест.
Уж ты на воду падешь –
Тебя рыбка заглотнет.

Ребенок во время чтения потешки поднимает руки, встает на цыпочки или садится на корточки, изображая жука. Когда потешка прочитана, ребенок приседает и повторяет «Жу-жу-жу». Игра повторяется несколько раз.

Игра «Змейка»

Цель: развивать чувство ритма, тренировка в произношении звука «Ш».

Воспитатель показывает змейку на картинке ребенку. Ребенок рассматривает ее, педагог предлагает изобразить ее.

Эй-ка, эй-ка!
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!

Ребенок кладет руки на пояс логопеду, и вместе маленькими шажками продвигаются вперед (можно расставить преграды: кубики, стулья, натянутая веревка и т.п.). «Змейка» шипит: «Шшшш-ш-ш». Следить за четкостью произношения звука.

«Отгадай, на что я смотрю»,
«Назови, на что смотришь ты».

Цель: учить детей описывать предметы.

Например. «Маленькая, с двумя дырочками, белого цвета, пришита». (Пуговица)

«Белая, с цветочком; есть ручка; может разбиться; ее моет мама, когда попьет кофе», (Чашка)

«Сделана из бумаги; большого размера; много букв; но есть и картинки; сообщает последние новости; ее очень любит папа». (Газета)

ИГРА «Сорока – Белобока»

Цель: учить детей образовывать существительные в Дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом.

У детей на столах картинки с изображением нескольких одинаковых животных.

Воспитатель рассказывает сказку:

В волшебном лесу жила-была Сорока – Белобока. Она везде летала и собирала все новости, а потом рассказывала их жителям леса. логопед предлагает детям подумать и, посмотрев на свою картинку, ответить: к кому прилетала Сорока – Белобока.

Ответы детей:

- Сорока прилетала к лосям, к оленям, к волкам и пр.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

В связи с этим передо мной встал вопрос создания оптимальных педагогических условий для полноценного речевого развития детей, что предусматривает: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; развитие словаря детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль, 2006 г.
  • Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология». Москва, 2010 г.
  • Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова «Шестилетний ребёнок: психологическая готовность к школе». Москва, 2015 г.
  • М.М. Безруких «Ступеньки к школе». Москва, 2001 г.
  • Е.В. Карпова «Словесные дидактические игры в начальный период обучения». Ярославль, 2009 г.
  • Г.С. Никифоров «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста». Москва, 1989 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (158) выйдет
27 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год