Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Путешествие в прошлое»
Развитие речи у детей
Автор: Минякова Наталья Викторовна   
06.06.2020 04:21

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Путешествие в прошлое»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Путешествие в прошлое»

Составила: учитель-логопед Минякова Наталья Викторовна

Цель: Закрепление знания русской народной игрушки.

Задачи:

  • Обогащать и уточнять знания детей о русской игрушке, атрибутов русского быта.
  • Развивать интерес к старинным игрушкам и игра.
  • Формировать положительное отношение к народной культуре.
  • Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять знания о народном творчестве.
  • Развивать связную речь.
  • Совершенствовать лексико-грамматические навыки. Согласование числительных с прилагательными и существительными.
  • Образование прилагательных от существительных.
  • Учить детей ориентироваться в пространстве.

Материал:

  • «Машина времени».
  • Русские народные игрушки, музыкальные инструменты и поделки, выполненные из различных материалов (фигурки животных и людей, копилки, дудочки, погремушки, свистульки).
  • Старинное вышитое полотенце. Большая матрешка.
  • Матрешки из счетного материала.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Орг. момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но путешествие это будет необычное — в прошлое, во времена былин и сказок, русских традиций, народных игр и игрушек, с которыми играли наши бабушки и дедушки. Хотите отправиться? Тогда садимся в машину времени и отправляемся. (Звучит музыка)

Открывается занавес и перед детьми появляется логопед в русском народном костюме- Хозяюшка. Она прядет пряжу и тихонько напевает песню. Воспитатель вместе с детьми подходят к избе.

Воспитатель: Вот мы и в прошлом. Ребята, давайте постучим в избу и попросим рассказать о жизни русской семьи.

Стучат.

Хозяюшка: Здравствуйте, а кто вы такие? Зачем пожаловали? Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Мы прибыли из прошлого. Можно к тебе в гости?

Хозяюшка: Вижу, что глаза у вас добрые. Так и быть — заходите, гостями дорогими будете! Садитесь вот за этот длинный стол, вся наша семья собирается за этим столом.

Хозяюшка: Я вижу вы с не с пустыми руками ко мне пожаловали. Что это за диковинные вещи у вас?

Дети показывают свои игрушки.

Воспитатель: Посмотри, с какими игрушками играют наши дети.

-Что это за игрушка? (Обращается к ребенку) -Это игрушка «самолет»

-Из чего она сделана? Она сделана из пластмассы. Она пластмассовая.

-Эта машина из чего? Из металла. Она металлическая. Эта игрушка из резины. Она резиновая.

Хозяюшка: Таких материалов, как у вас, у нас нет.

Воспитатель: Хозяюшка, расскажи нам о своём времени, как вы живете, чем занимаетесь?

Хозяюшка: Мужчины у нас плетут лапти, корзины. Женщины ткут, вышивают. А детей у нас много. Они помогают взрослым. А еще они играют. Но делаем мы детям игрушки из материалов, которые дает наша матушка — природа. Из природных материалов.

-А какие природные материалы вы знаете? (Глина, дерево, солома, ткань) Да глина, дерево, солома и даже ткань из Льна и хлопка это всё природный материал.

- А я сейчас покажу вам игрушки, которыми играют наши дети.

Хозяюшка достаёт и открывает сундук с игрушками.

  • Эта игрушка из чего? Игрушки из дерева- она деревянная

Из глины -

Из соломы-

Из ткани –

Больше всего наши мастера любят делать забавные фигурки животных и птиц.

Сосчитайте, сколько столе деревянных игрушек? (здесь четыре на деревянные игрушки).

Сколько соломенных? (Три соломенные игрушки)

Сколько глиняных? (Семь глиняных игрушек).

Хозяюшка: Выберите понравившуюся вам игрушку. Я, например, выбираю деревянную дудочку.

Дети продолжают: «Я выбираю соломенную куклу. Я выбираю глиняную свистульку. Я — деревянного петушка. Я- глиняные сани.

Хозяюшка: Но наши дети играют не только с игрушками. Посмотрите, что лежит на столе? (Полотенце)

Скажите, а какое полотенце? (Очень длинное, яркое, красивое, вышитое, нарядное)

Что на нем вышито мастерицей? (Узоры, цветы, петушки.)

- А вы знаете как называется такое полотенце? Такие полотенца мы называем рушниками. Их обычно предлагаем гостям на празднике, чтобы, вымыв руки, они их вытерли. Дети могут с таким рушником устроить весёлую игру — соревнование. Давайте и мы поиграем. Сначала найдем середину нашего рушника и отметим её ленточкой.

П. Игра на развитие мелкой моторики рук «Рушничок».

Хозяюшка: Кто хочет посоревноваться? (Выходят двое детей) Каждому играющему нужно быстро, но аккуратно свернуть свой край полотенца в

рулон. Победит тот, кто первым дойдет до середины. А мы в это время хором будем приговаривать:

Чок- чок, чоки — чок-

Пальцы крутят рушничок.

Чей — чей, чоки-чей-

Ты закручивай ловчей!

Победивший выбирает партнера. Игра продолжается.

Хозяюшка: Ребята, а я ведь забыла ещё про одну игрушку, с которой у нас очень любят играть дети. Я загадаю вам загадку, попробуйте отгадать.

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

Но всего одна игрушка.

(Матрешка.)

Верно.

- Из чего сделана матрешка? (Она деревянная)

Эта нарядная деревянная кукла. Она нравится всем: и детям, и взрослым. Посмотрите на неё (Выставляет большую матрешку)

Воспитатель: А мы знаем про эту игрушку. Ребята, давайте вспомним, как появилась матрешка? Более ста лет тому назад в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку лысого старичка. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из 8 фигурок. Изображала она девочку в сарафане с черным петухом в руках.

Хозяюшка: А знаете ли вы, почему назвали эту куклу — «матрешка»?

Есть поверье, что у мастера, который вытачивал эту игрушку, была дочь Матрена. Мастер долго думал, как раскрасить игрушку. И нарисовал лицо своей дочери. Вот так и появилась матрешка от слова «Матрена».

III. Развитие ориентировки в пространстве.

Выполняется упражнение «Играем с матрешкой»

Хозяюшка: A сейчас я научу вас играть с маленькими матрешками. Посмотрим, какие вы внимательные.

Хозяюшка произносит текст. Дети внимательно слушают, повторяют каждую строку и выполняют соответствующие действия.

Я возьму матрешку в левый кулачок.

Положу матрешку справа на бочок.

А теперь поставлю к себе на левое плечо.

Спрячу я матрешку в правый кулачок.

А теперь поставлю прямо пред собой.

А сейчас подвину влево левою рукой.

Положу я под ладошку куколку свою.

A сейчас из-под ладошки её снова достаю.

Воспитатель: А наши ребята умеют танцевать танец матрешек. Мы тебе его сейчас Покажем.

IV. Танец матрешек.

V. Итог занятия.

Воспитатель: Спасибо тебе Хозяюшка за рассказ, но нам пора возвращаться в свое время.

Хозяюшка: Ребята, а что нового вы узнали, побывав у меня в гостях? Ответы детей.

В память о себе я подарю вам куклу- оберег. Эта кукла будет охранять вас от зла.

Дети с воспитателем садятся в машину времени.

Воспитатель: Вам понравилось путешествие?

-Где мы сегодня были? (В русской избе). Мы говорили о русских народных игрушках.

-Из каких материалов их изготавливали?

-Какие они были?

Спросите бабушек и дедушек, какими игрушками они играли в детстве и на следующем занятии мы об этом поговорим.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год