Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Кружок «Очумелые ручки»
Развитие речи у детей
Автор: Сафьянникова Елена Александровна   
25.05.2020 21:45

Кружок «Очумелые ручки»Кружок «Очумелые ручки»

Программа кружка в первой младшей группе «Удаленькие пальчики».

Пояснительная записка.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

 

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: "Для развития мелкой моторики рук". Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

  • развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4, 5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);
  • восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;
  • формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

Актуальность.

Мелкая моторика — это способность к выполнению точных движений пальцами рук и ног. Психологи и педагоги рекомендуют развивать навыки мелкой моторики у детей как можно раньше. Если мы воздействуем на пальчики ребенка, значит, воздействуем и на кору головного мозга. Особенно они важны при развитии речи. Затем эти навыки понадобятся при поступлении в школу, когда ребенок будет учиться писать. Но базу для развития мелкой моторики нужно закладывать с первых месяцев жизни.

Существует огромное количество упражнений и игр для развития мелкой моторики. Конечно, с возрастом моторные навыки усложняются. Сначала ребенок осваивает хватательный навык, затем он способен перекладывать предмет из одной руки в другую, брать игрушку несколькими пальцами, гораздо позже учится держать в руках карандаш и выводить первые «каляки».

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – с раннего возраста и до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Цель.

Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи:

  1. Совершенствовать предметно-развивающую среду для развития мелкой моторики.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемах.
  3. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость.
  5. Развивать коммуникативные навыки.
  6. Развивать тактильные ощущения.
  7. Продолжать взаимодействие с родителями детей.

Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:

  • возможность корректировки заданий в процессе работы, в зависимости от опыта детей, степени освоения ими навыков
  • использование в процессе работы пособий и атрибутов изготовленных руками педагога из нетрадиционных материалов

- использование в ходе занятий аудиозаписей музыки и звуков живой природы с целью снятия напряжения и излишней возбудимости у детей.

Продолжительность.

Программа кружка «Удаленькие пальчики» рассчитана на 27 часов (1 год обучения в первой младшей группе, 3 занятия в неделю по 15 минут), в ходе которых предполагается индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.

Содержание программы.

Блок 1. Игры с крупами и семенами.

  • игра «Науди клад» (горох)
  • рисование на манной крупе
  • игра «Покорми поросёнка» (фасоль)
  • игра «Сортируем макароны»
  • игра «Золушка» (фасоль белая и красная)
  • игра «Укрась платочек» (дощечки покрытые пластилином, фасоль или горох, семена арбуза и тыквы).

Блок 2. Игры со шнурками.

  • игры с бусинами
  • игры со шнуровкой
  • игра «Червячок».

Блок 3. Игры с застёжками.

  • панно с щеколдами, замками, крючками, выключателями и т.д.
  • игра «Цветочная поляна» (пуговицы)
  • игры с замками
  • игры с пуговицами
  • игры с кнопками
  • игры с липучками.

Блок 4. Игры с прищепками.

  • игра «Сушим платочки»
  • игра «Дополни картинку»
  • игра «Найди хвостик».

Блок 5. Игры со счётными палочками.

  • игра «Нарисуй по образцу»
  • игра «Выкладываем домик».

Блок 6. Игры с пластиковыми пробками.

  • игра «Мозаика»
  • игра «Выкладываем рисунок».

Блок 7. Игры с резинками для волос.

    • панно для выкладывания рисунка.

Учебный план.

Месяц

Количество занятий в неделю.

Количество занятий в месяц.

Общее количество часов.

Сентябрь

3

12

3

Октябрь

3

12

3

Ноябрь

3

12

3

Декабрь

3

12

3

Январь

3

           12

3

Февраль

3

12

3

Март

3

12

3

Апрель

3

12

3

Май

3

12

3

Работа с родителями:

      1. Фотовыставка, с периодически меняющимся содержанием.
      2. Консультации на темы:

- «Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии моторики рук».

- «Развитие мелкой моторики, как основа интеллектуального развития».

Литература:

    1. Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2012г.
    2. Фадеева Ю.А. «Игры с прищепками: творим и говорим». Москва, «Т.Ц Сфера», 2012г.
    3. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Москва, 2009г.
    4. Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь» Санкт-Петербург, 2013г.
    5. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Санкт-Петербург, 2013г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год