Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Тарасова Ирина Александровна   
02.04.2020 11:03

«Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»«Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»

Тарасова Ирина Александровна, воспитатель МКДОУ д/с № 11 г. Новосибирск

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»

Е. И. Тихеева

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.

 

Результаты педагогической диагностики моих воспитанников также подтверждают наличие этой проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Встал вопрос: как и с помощью каких методик и технологий наиболее эффективно решить эту проблему?

С введением ФГОС ДО педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в практику разнообразные педагогические технологии. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми.

Целесообразность использования мнемотехники в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Поэтому и возникла необходимость разработки и реализации проекта «Чудо – мнемотехника», направленного на развитие у старших дошкольников связной речи и повышение уровня сформированности у них речевой активности посредством использования методики мнемотехники.

Задачи проекта:

  • Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.
  • Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
  • Развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
  • Развивать партнерские отношения родителей и педагогов в совместной деятельности.

Реализация проекта осуществляется в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа с детьми спланирована по блокам.

А сейчас я хочу более подробно остановиться на содержании блоков работы с детьми по проекту и результатах моей работы.

Блок «Малые формы фольклора» – это блок работы с детьми по мнемотаблицам с чистоговорками, потешками, пословицами, поговорками, скороговорками, считалками, загадками их я использую для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно для эффективного вырабатывания правильного произношения.

Блок «Заучивание стихотворений» — благодаря мнемотаблицам дети с легкостью запоминают стихотворения любого объёма. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Блок «Пересказ» — современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, но благодаря мнемотехнике у детей очень хорошо получается пересказывать прочитанные рассказы.

Блок «Работа со сказкой» — если рассказывать сказку с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Блок «Расскажи-ка» — не менее интересен этот блок для детей, благодаря ему у детей развивается связная и правильная речь, происходит правильное составление описательных рассказов.

Блок «Придумай рассказ» — в этом блоке дети могу сами придумывать рассказы по мнемотаблицам, что является развитием мышления, памяти, внимания, воображения.

Участие в реализации данного проекта, несомненно, приносит много пользы в развитии речи у детей. Ребята со временем сами проявляют интерес к созданию и изображению мнемотаблиц.

В результате реализации проекта оформлено методическое пособие, включающее в себя:

  • картотеку мнемотаблиц для работы с детьми по блокам;
  • картотеку дидактических игр для развития речи детей;
  • тематические буклеты и папки-передвижки для родителей и педагогов;
  • консультации, методические рекомендации, памятки, презентации, анкеты для педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты оправдались. У детей сформировалось умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.; дети связно, последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники, обогатился словарный запас.

Повысился интерес детей к художественной литературе, что, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для современных дошкольников.

Повысилась компетентность в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы у родителей и педагогов.

Результатом реализации проекта также явилось создание в дошкольном учреждении дополнительных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Я убеждена, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год