Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Усвоение понятия «рифмы» дошкольниками с речевыми нарушениями
Развитие речи у детей
Автор: Маринчева Екатерина Вячеславовна   
22.11.2019 10:10

Усвоение понятия «рифмы» дошкольниками с речевыми нарушениямиУсвоение понятия «рифмы» дошкольниками с речевыми нарушениями

При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения — игровые рифмовки. Работа над рифмой начинается с первого года обучения с различения слов, близких по звуковому составу.

Для этого детям следует выполнять упражнения:

  • назвать две парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова: конфета-кубик, лиса-оса.
  • Повторить по 2 слова и определить, похожи ли они по звучанию (фантик-бантик, крупа-молоко, лифт-банан, манка-банка, винт-бинт, кошка-мышка)
  • Определить, какая из 2 пар слов звучит складно (палка-селедка, палка-скакалка, мышка-шишка и мышка-кошка, гном-дом, гном-дам, качели-лимонад и качели-карусели.
  • Это задание называется «Нескладушки». Повторить вначале по два, а потом по три похожих слова в названном порядке: мак-так, сом-дом, дуб-суп, мак- бок–так, сом- дом- гном, моток- каток- поток, утка-дудка – будка.
  • Из 4 слов, четко названных логопедом, назвать те, которые отличаются от остальных ком-ком-кот-ком. Канава-канава-какао-канава.
  • Послушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу «не случайно у сестрички с фантиками (бантиками) две косички»
  • «пес Барбос совсем не глуп, но не хочет рыбный зуб (суп)»
  • «испугалась, плачет внучка — укусила ее ручка (Жучка)»
  • игра «четвертый лишний» (с опорой на картинки): мак-рак-бак-банан, ветка-клетка-диван-сетка, шкаф-крышка-пышка-мышка
  • после прочтения логопедом рифмовки и выделения голосом последнего слова в первой строчке закончить, добиваясь рифмы, вторую строчку одним из трех предложенных слов.

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные (перина, подушка, рубашка)

  • Закончить двустишие, подобрав подходящую рифму «мы с сестричкою вдвоем утром чай горячий…, мама, папа, брат и я -вот и вся моя…, в лесу веселый гномик построил себе…»
  • Выбрать из двух слов одно, в котором слышится заданный звук (волосы-полосы, волос-голос, фантик-бантик)
  • На втором году обучения дети знакомятся с понятием рифмы -созвучием окончаний строк. Например, провести обсуждение отрывка из книги Н.Носова «Приключение Незнайки»
  • Работа над рифмой не самоцель, она связана с решением других коррекционных задач: автоматизацией и дифференциацией звуков, анализом звукового состава слова, развитием лексико-грамматического строя языка, пополнением словарного запаса.
  • Постепенно игры становятся сложнее, разнообразнее и могут проводиться как часть групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  • В подготовительной группе можно провести игру «Подскажи словечко».
  • В течении года в соответствии с темой занятия предполагается различные фонематические разминки.
  • После подбора слова в рифму, логопед просит детей вспомнить все родственные слова. Например, к слову рыба (тема звук «р» «родственные слова).
  • Далее проводятся игры в которых дети подбирают слова, схожие по ритмической структуре и проговаривают рифму.
  • Игра «Горшок каши» (на автоматизацию звука «Л»)
  • Фото: На столе- игровом поле в формате квадрата разложены 16 перевернутых картинок. Никаких предметов на картинках ни видно, потому что они залиты белой молочной кашей.
  • Из детей формируется «спасательная команда». Первый спасатель (девочка) делает по игровому полю 4 шага в любом направлении, в такт «шагам» приговаривая: «ла-ла-ла я куклу спасла». Если спасатель мальчик, он проговаривает: «ал-ал-я лампу спасал. Ал-ал – я халат достал»
  • Игра «Слова с начинкой» (разбор картинок с отрабатываемым звуком)
  • При автоматизации звука «р» на картинке слова: роза, зубр, носорог, зоопарк. Эти короткие слова спрятаны в конце длинных. Я называю длинное слово, дети находят созвучное короткое и повторяют пару: носорог-рог, угроза-роза, зубр-зуб, зоопарк-парк.
  • Игра «рифма»
  • К игре подбираются две стопки парных картинок. Названия их в первой стопке рифмуются с названиями картинок во второй стопке. Первая стопка лежит в центре стола рисунком вниз, остальные картинки разложены рисунком вверх по всему столу. Дети поочередно берут из стопки по 1 картинке, называют её и подбирают рифму среди названий картинок, лежащих на столе. Если пара не найдена, картинка возвращается пор стопку. Если игроку удается подобрать парную картинку, он забирает обе картинки.
  • Игра «Буриме»
  • В игре принимают участие 2-4 чел. Они либо запоминают свою рифму, либо получают карточку и читают ее. Рифма содержит отрабатываемый звук. К примеру, при работе над автоматизацией звука «л» предлагается рифма алка, олка, илка.
  • На столе разложены картинки со словами: галка, фиалка, палка, мочалка, елка, иголка, пчелка, футболка, пилка, копилка, вилка, скакалка.
  • Первый вариант игры:

Каждый ребенок трижды повтрояет свою рифму и подбирает рифмующееся слово — название одной из картинок (например: «олка-олка-олка-

у меня футболка».

Четко произнося двустишие, игрок забирает картинку себе.

  • Второй вариант игры: каждый игрок объединяет любые свои картинки в парах и придумывает с ними двустишие:

«порвалась у Вани футболка, теперь нужна Ване… иголка»

Если работа идет над другими звуком, дети

  • Игра «Рифмобол»

Логопед: Ребята, давайте скорее играть!

Разные будем слова подбирать!

Любые слова говорите, ладно?

Но только такие,

Чтоб вышло…

  • Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучием с названием: печка-речка, овечка-свечка, сердечко-колечко.

Птичка-синичка, спичка, табличка-косичка.

  • Игра «Найди пару»

Дети должны найти к предложенной картинке пару: другого картинку со словом, сходным по звукортимической структуре.

  • Игра «Помощница и обманщица»

По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.

  • А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.
  • «Сочини вторую строчку»

В отличие от игры «Подскажи словечко» дети добавляют не одно слово, а целую стихотворную строчку. Первую может придумать логопед или я беру ее из книжки В. Нестеренко «Подскажи словечко».

Например: я говорю первую строчку: У деревьев ветки колки…

Дети заканчивают: Ведь деревья эти- ёлки.

В случае затруднения подбора рифмы к последнему слову детям можно предложить предметную картинку.

  • Игра «Мы поэты»

Игра- цель: обучение детей составлять четверостишия, в которых содержится целый рассказ.

Детям подготовительной группы предлагаю домашнее задание: сочинить небольшие стихотворения. Чаще это стишки на лексическую тему, изучаемую в группе в течении данной недели.

Так происходит закрепление материала.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год