Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно образовательной деятельности в номинации: «Речевое развитие»: «Знакомство со звуком и буквой «Ш».
Развитие речи у детей
Автор: Фендрикова Ирина Владимировна   
29.10.2019 13:09

Конспект непосредственно образовательной деятельности в номинации: «Речевое развитие»: «Знакомство со звуком и буквой «Ш».Конспект непосредственно образовательной деятельности в номинации: «Речевое развитие»: «Знакомство со звуком и буквой «Ш».

Автор: Ирина Фендрикова

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука «Ш»;
  • Учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления;
  • Учить производить звуко-буквенный анализ слов;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать у детей дыхание и голос;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркала на каждого ребёнка, картинки на звук «Ш», пособия для звукового анализа слова на каждого ребёнка, пособие «Звуковой цветочек», цветные карандаши, «зашумлённые» картинки и шаблоны к ним на каждого ребёнка, зеркала, покрытые мелом, магнитная доска с цветными магнитами, ноутбук с образовательной программой: «Уроки Тётушки Совы».

Предварительная работа.

Учитель-логопед беседует с подгруппой детей о том, где «живут» буквы; какие гласные буквы они знают; с какой буквой знакомились на предыдущем занятии. Просмотр 1 части образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы».

Ход занятия.

Учитель-логопед обращается к детям: «Ребята, сядьте, пожалуйста, за столы и посмотрите на себя в зеркало. Улыбнитесь! Давайте сделаем артикуляционную гимнастику: «Толстые внуки». (Дети выполняют). А теперь приготовьте ладошки. Пальчиковая гимнастика:

«Дружат в нашем садике девочки и мальчики».

Учитель-логопед предлагает сделать фонетическую зарядку. (На экране ноутбука: «Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова». Н.П. Кочугова, М., Аркти, 2009.)

Учитель-логопед: «А теперь послушайте стихотворение:

Пляшут мышки-шалунишки
Кто на чашке, кто на крышке
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке!

Какой звук слышится чаще других?» Дети: «Ш»! Логопед: «Правильно! Звуки мы говорим и слышим. Вот и сейчас мы услышали звук –Ш-! Давайте его произнесём и посмотрим на себя в зеркало: губки округлены и вытянуты вперёд, широкий язычок образует во рту «Чашечку», из ротика выходит тёплый воздух – подставьте ладошку и убедитесь в этом. А горлышко работает? Положите ладошку на горлышко. Нет, оно не работает. Звук –Ш- глухой. А его можно спеть? Нет, значит он какой?» Дети: «Согласный». Логопед: «Правильно. Ребята, представьте, что у вас в руках шарик, давайте попробуем его надуть. Набираем воздух через носик – выдыхаем отрывисто: ш-ш-ш. Вдруг шарик лопнул и из него плавно выходит воздух. Опять набираем через носик воздух и плавно выдыхаем: шшш… Молодцы! Давайте ещё раз надуем шарик (повторение дыхательного упражнения 2-3 раза). Итак, ребята, скажите, пожалуйста, когда мы произносим звук –Ш-, горлышко работает?» Дети: «Нет!» Логопед: «Значит он какой? И можно ли его спеть?» Дети: «Звук — Ш- глухой, его спеть нельзя. Он согласный». Логопед: «Очень хорошо, что вы всё запомнили. Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела Тётушка Сова. Давайте послушаем её приветствие». (Включается 2я часть: образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы»). Логопед: «Она принесла нам картинки. Давайте назовём их и подумаем, есть ли в них звук –Ш-? Какая картинка будет лишней и почему? (Дети называют картинки: шахматы, шуба, шапка, диван, душ, кошка, штанга, гармошка. Лишняя диван, потому что там нет звука –Ш-). Логопед: «А ещё тётушка Сова хочет посмотреть, как вы определяете место звука в слове. У меня картинки с окошечками. Сейчас я раздам вам их, мы посмотрим на картинки и будем двигать окошки в ту клеточку, где стоит звук –Ш-: в начале слова, в середине или в конце слова. (Детям раздаются карточки с двигающимися окошечками. Дети определяют, на каком месте – в начале, в середине или в конце стоит звук в словах: «шуба», «душ», «кошка»).

Физминутка: «Буратино»:

Учитель-логопед: «Ребята, представьте, что в воздухе летают разные невидимые звуки, я попробую их поймать, а вы мне поможете составить из них слова: К, А, Ш, А; (каша); Ш, У, Б, А; (шуба); Ш, К, А, Ф; (шкаф); К, О, Ш, К, А; (кошка). Ребята, Тётушка Сова хочет рассказать нам интересную историю, давайте послушаем. (Включается 3я часть образовательной программы: «Уроки Тётушки Совы»). О какой букве она говорит?» Дети: «О Букве «Ш». Логопед: «Правильно. Вот и у нас есть эта буква: Буква «ША» с тремя шипами, не хватай её руками! Ребята, у меня есть вот такие Волшебные Мольберты. Давайте попробуем нарисовать портрет буквы «Ш». Какие у всех разные красивые портреты буквы «Ш» получились! Замечательно! Мы устроим в группе картинную галерею. Назовите слова на букву «Ш», о которых говорила Тётушка Сова. (Дети называют). Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. Давайте вместе почитаем. Подойдите ко мне. Посмотрите на жёлтый кружок на доске:

Шланг цветы решил полить – букву Ш с гласными соединить,

Он полил цветочек с А – почитаем, дети: -ША!

Он полил цветочек с О – почитаем дети: -ШО!

Он полил цветочек с У – скажем, дети, громко: -ШУ!

Он полил цветочек с Э – Скажем тихо, дети: -ШЭ!

(В центре магнитной доски помещён жёлтый кружок с буквой «Ш». Во время чтения стихотворения к нему крепятся магнитами лепестки с гласными звуками).

А вот прилетела бабочка и села на цветочек с гласной «А» – что получилось?» Дети читают: «ШАР». Учитель-логопед: «А вот на цветочек с буквой «У» села другая бабочка». Дети читают: «ШУМ». (На бабочках буквы «Р» и «М». Они также магнитами крепятся к лепесткам цветка). Учитель-логопед: «На ваших столах лежит интересная картинка и шаблоны к ней. Догадайтесь, что на картинке нарисовано и подберите правильный шаблон. Ребята, у вас на столах ещё одно задание Тётушки Совы. На листочках нарисована загадочная картинка. Посмотрите внимательно. На ней нарисованы буквы, но они так перемешаны! Возьмите любой цветной карандаш и раскрасьте буквы «Ш». Кто больше?"

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями Тётушки Совы. А теперь давайте с ней попрощаемся. В следующий раз она прилетит к нам снова!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год