Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин «Кормушка»
Развитие речи у детей
Автор: Коршунова Ольга Александровна   
21.09.2019 12:44

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин «Кормушка»Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картин «Кормушка»

Автор: учитель – логопед Коршунова Ольга Александровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 27 «Чебурашка»

Оборудование:

  • серия демонстрационных сюжетных картин в виде экранов телевизора;
  • опорные картинки (варианты кормушек для птиц, гроздья рябины);
  • блюдца с кормом для птиц: подсолнечное семя, зёрнышки, перемешанные с камушками, кусок хлеба; медальки с зимующими птицами в качестве вознаграждения.

Задачи:

  • Учить выделять основную идею сюжетов, определять причинно- следственные связи между серией картин, логично и лексически точно излагать последовательность событий;
  • Обучать составлению сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
  • Обогащать словарный запас словами – признаками, уточнять значение слов – синонимов и антонимов, активизировать словарную лексику приставочными глаголами;
  • Воспитывать чувство любви, сопереживания к живым существам и умения передавать эмоциональное состояние с помощью интонации и мимики.

Ход образовательной деятельности:

1. Оргмомент. Психогимнастика.

Дети лежат на ковре, имитируя сон.

Логопед просит: Дети выполняют действия и отвечают:

Просыпайтесь. Просыпаюсь.
Поднимайтесь. Поднимаюсь.
Умывайтесь. Умываюсь.
Обливайтесь. Обливаюсь.

Вытирайтесь. Вытираюсь.
Улыбайтесь. Улыбаюсь.
Удивляйтесь. Удивляюсь.
И в садик с удовольствием отправляюсь.

Логопед: Что вы сейчас выполняли и называли?

Дети: Разные действия.

Логопед: А теперь выполните действия в том порядке, в котором я попрошу:

- Встаньте за стульями (на ушко говорю каждому ребёнку, кто за которым по порядку стульчиком встаёт- вразброс).

- Почему вы сделали такой выбор?

Дети: Потому что мы всегда начинаем с левой стороны.

Логопед: Сядет тот, кто назовёт зимующую птицу.

2. Объявление темы.

Логопед: Мы с вами знаем, что начало и конец есть у любого предмета, расположенного в длину, например у линейки, у полоски …

Дети дополняют: у поезда, у дороги, у рядочка, у ленточки…

Логопед: А также у любого рассказа и любой истории, надо только суметь в этом разобраться.

Сегодня мы с вами представим, что оказались перед экраном телевизора и попробуем составить и рассказать одну очень любопытную историю, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.

И так включаем телевизор.

3. Работа над серией сюжетных картин.

На демонстрационной доске представлены три картины, расположенные

вертикально не по порядку.

Начинаем выстраивать последовательность событий.

Работа с верхней картиной. Беседа по вопросам.

Логопед: Кого вы видите на этой картине?

Дети предлагают варианты (ребят, детей, учеников, мальчиков и девочек, ребятишек, школьников и т. д.)

Логопед: На этой картине зима или осень?

Дети: На этой картине зима.

Логопед: Дело было в дремучем лесу или в городском парке?

Дети: Дело было в городском парке.

Логопед: Как вы догадались?

Дети: Я вижу дома, скамейку, деревьев мало.

Логопед: Что готовят ребята?

Дети: Ребята готовят кормушку.

Логопед: Для кого эта кормушка? (ответьте целым предложением)

Дети: Ребята готовят кормушку для птиц.

Логопед: Когда птицам бывает тяжелее: в начале зимы или в конце?

Конечно в конце (дети объясняют выбор).

«О чём щебечут птички
В последний день зимы
- Мы выжили, мы выжили
Мы живы, живы».

Логопед: Если девчонки и мальчишки заботятся о бедных птичках, значит им этих птиц очень… (жалко).

4. Работа над интонационной выразительностью и распространением фразы:

Логопед: Давайте попробуем выразить чувство жалости, играя голоском, разворачивая предложение:

Жалко
Очень жалко
Стало очень жалко
Ребятам стало очень жалко

Ребятам стало очень жалко птичек
Ребятам стало очень жалко бедных птичек

Логопед: и они решили приготовить … (кормушку).

- А вот чем можно помочь зимой птицам рассмотрим на примере наших героев. Начинать перечисления будем со слова «можно»:

* Можно расчистить кормушку;
* ******* покрошить хлебные крошки;
* ******* насыпать крупу, семена;
* ******* подвесить кусочки сала;
* ******* принести гроздья рябины.

5. Пересказ по верхней картинке.

Даже по одной картине мы можем придумать примерно вот такую историю.

Запоминайте её и готовьтесь пересказать.

Ребятам было очень жалко птичек, они решили приготовить кормушку. Смели снег, насыпали зёрнышки, подвесили сало, принесли гроздь рябины.

Прошу пересказать двоих- троих детей.

6. Динамическая пауза.

На столе стоят ёмкости с кусками хлеба, которые нужно накрошить; семечки с камушками, которые нужно рассортировать; пшенная крупа, которую нужно щепотками разложить по трём тарелочкам в равных пропорциях, стараясь не просыпать; ветки, на которые нужно навесить гроздья рябины.

Дети встают парами и выполняют необходимые действия, комментируя их развёрнутыми предложениями. Например:

- Я беру кусок чёрного хлеба и крошу его мелкими крошками, чтобы птицам легче было клевать.

Работа со второй картиной.

Логопед: События происходят в том же самом парке или в другом месте?

Почему вы так решили?

Дети: Те же самые деревья, дома, та же самая скамейка и кормушка.

Логопед: Кто слетелся к кормушке?

Дети: К кормушке слетелись птицы.

Логопед: Каких зимующих птиц вы узнали?

Дети: снегирей, воробьёв, синичек. (Обращаем внимание на проговаривание окончаний существительных).

Логопед: А это крупные птицы или мелкие?

Дети: Мелкие, маленькие.

Логопед: Как по другому называют маленьких птичек?

Дети: птахи, пташки, пичужки.

Логопед: Была ли готова кормушка к их прилёту?

Дети: Нет, на ней лежал снег.

Работа с третьей картиной.

Логопед: Вы узнаёте это место? Что это?

Дети: Это городской парк.

Логопед: Что здесь изменилось по сравнению с верхней картиной?

Дети: Кормушка расчищена и наполнена кормом.

Логопед: Вы узнали наших героев? Почему они притаились?

Дети: Они спрятались, чтобы не спугнуть птиц.

Логопед: Как вы думаете, довольны ребята своим поступком?

Дети: Конечно, они сделали полезное дело.

7. Пальчиковая игра.

8. Ориентировка во временных взаимоотношениях.

Логопед: Что было раньше:

  • кормушка в снегу, или

дети готовят кормушку. (ответ детей)

Что было позже:

  • ребята готовят кормушку, или

птахи клюют корм. (ответ детей)

9. Расстановка картинок по порядку и определение начала рассказа.

После подробного анализа картин дети легко расставляют их в нужной последовательности.

Логопед: Ну, вот теперь всё встало на свои места и у нашей истории

появился благополучный конец, но пока не хватает самого начала.

Я вам хочу предложить три начала, а вы сами выберите, которое подходит для нашей истории:

  • Наступило лето…
  • Однажды ночью…
  • Дело было в конце зимы…

10. Рассказ логопеда по памяти.

Логопед: Сейчас я вам расскажу эту историю, а вы постарайтесь запомнить её и пересказать, опираясь на картины нашего экрана.

«Дело было в конце зимы. Корма для птиц почти не осталось. Бедные птахи слетелись к кормушке, а там лежал снег.

Ребятам стало жалко птичек, и они решили приготовить кормушку. Смели снег, посыпали зёрнышки, подвесили сало, принесли гроздь рябины.

Когда всё было готово, птички снова слетелись к кормушке.

Ребята были очень довольны!»

11. Рассказы детей.

12. Итог занятия. Приём: «Скажи наоборот».

Логопед: Наша история получилась злая?

Дети: Добрая.

Логопед: вредная?

Дети: полезная.

Логопед: грустная?

Дети: забавная, любопытная.

Детям вручаются медальки с изображением зимующих птиц.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год