Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
Развитие речи у детей
Автор: Хохлова Елена Юрьевна   
11.08.2019 10:39

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»

Пояснительная записка к занятию

Пробудить познавательный интерес к миру живой природы, обобщить и закрепить знания детей о сезонных изменениях вообще и об осени – в частности, совершить с детьми занимательное и, главное, познавательное «путешествия в осень», раскрывая перед ними это замечательное время года во всей его красе, этому способствовало занятие «Осень – золотая пора.

Это занятие, на котором дети повторяют, закрепляют и получают новые знания, активизируют словарь по теме. Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических бесед, занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использованием схем, чтения художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, заучивание стихотворений, разучивание пальчиковой гимнастики.

 

Скачать конспект

В процессе занятия осуществлялась интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (приобщение к элементарным нормам и правилам взаимодействия со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности…), «Познавательное развитие» (обобщение и уточнение представлений детей о времени года – Осень, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), «Художественно-эстетическое развитие» (развитие художественного восприятия детей, отзывчивости на музыку, произведения искусства, художественное слово.), «Физическое развитие» (предупреждение утомляемости детей, формирование потребности в двигательной активности). И основным, конечно же, являлось «Речевое развитие» (развитие всех компонентов устной речи детей – диалогической и монологической форм, грамматического строя речи, связной речи, расширение словарного запаса). Дети рассказывали небольшие стихотворения и составляли рассказы об осени с использованием схем –описания, что способствовало развитию связной речи.

На занятии отрабатывались коррекционно-образовательные, коррекционно -развивающие и коррекционно -воспитательные цели. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами программы коррекционного развития, соответствующими данному возрасту детей. В соответствии с содержанием применялись наглядные, словесные, практические и игровые методы.

В процессе занятия были подобраны наглядные и игровые пособия, которые стимулировали и активизировали деятельность детей, побуждали к мыслительной деятельности (картинный, дидактический материал схемы -мнемотаблицы…) Дидактический материал был подобран с учетом возраста и возможностей детей, имеющих речевые нарушения. Вся словарная работа проводилась с опорой на наглядный материал, учитывался принцип доступности и последовательности предлагаемых сведений.

Использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие детей, способствовала раскрепощению детей в процессе релаксационной паузы.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. Приемы, носили игровой и обучающий характер (задания, загадки детям предлагались на листьях от сказочного персонажа -Кот –Наоборот). Сюрпризный момент способствовал заинтересованности детей, побуждая детей к применению накопленного опыта.

В процессе занятия использовались разные формы организации детей, способствующие снятию утомляемости: беседа и игры, стоя и сидя на ковре, в кругу, выполнение заданий за столами, двигательные упражнения (имитация полёта листьев). Обязательно в занятие включила психогимнастику, игры на развитие мелкой моторики.

В соответствии с содержанием, старалась добиваться развёрнутых ответов. Привлекала к участию в беседе малоактивных детей. По результатам ответов детей делала выводы о направлении индивидуальной работы.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • обобщать представления детей об осени как времени года, ее признаках;
  • уточнять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных;
  • продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
  • расширять и активизировать словарь детей;
  • развивать грамматический строй речи: совершенствовать умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовать прилагательных с существительными, согласовывать числительные с существительными, подбирать слова антонимы.

Коррекционно — развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление;
  • улучшать общую моторику и координацию движений;
  • развивать художественное восприятие, отзывчивость на музыку, художественное слово;
  • упражнять в составлении рассказов по схеме.

Коррекционно — воспитательные

  • воспитывать чувство любви к родной природе;
  • приобщать к элементарным нормам и правилам взаимодействия со сверстниками;
  • воспитывать усидчивость, самостоятельность.

Оборудование: картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; схемы- описание овощей, мнемотаблицы для составления стихов, схема для составления рассказа об осени, круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); муляжи овощей и фруктов, корзинка, коробка, цифры от 1-5, картинка мудрый Ворон, мягкая игрушка кот, чудесный мешочек, шнурочки, мяч.

Ход.

1. Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляется картинка или игрушка.) Он очень хочет, чтобы вы ему рассказали об одном времени года, обо всем, что происходит в это время года. А вот о каком, вы узнаете, когда послушаете мое стихотворение.

2. Введение в тему: послушайте стихотворение:

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

Когда это бывает? (Дети: Это бывает осенью).

Логопед: Правильно, это время года – осень. Вот мы и вспомним все, о чем или о ком мы говорили осенью. Но сначала, давайте вспомним названия осенних месяцев (Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Логопед: В старину месяца называли:

Сентябрь – рябинник, почему? (Дети: потому что в это время появляется рябина).

Октябрь – листопадник, почему? (Дети: потому что опадают листья).

Ноябрь – зимник, почему? (Дети: становится холодно, как зимой).

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету)

Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре – (Руки сжимают в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой)

3. Основная часть.

Логопед: Ребята, вы слышите звук? По-моему это стук.

К нам пожаловали гости! Откроем дверь и войти попросим.

Логопед открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

Логопед: К нам в гости пожаловал еще один гость, это кот по имени -Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, — ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, — ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:

Логопед.

Пасмурный день — … (Дети: солнечный день)

(Словосочетания: длинные ночи, холодная погода, ядовитые грибы, кислые ягоды, глубокие лужи, ранняя осень, грустное настроение).

(Дети. Нет, веселое настроение)

Психогимнастика «Грибок» (картинка грибка с мимикой, дети определяют его настроение и показывают)

Кот «уходит», забывая свой мешочек.

Развитие связной речи

Логопед. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?

(Дети: Поздняя осень).

Логопед. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.

Логопед предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.

Ребенок: Мы по улицам идём – под ногами лужицы.

А над нашей головой все листочки кружатся.

Сразу видно на дворе: осень начинается,

Ведь рябинки там и тут красные качаются.

Логопед: Ребята, давайте вспомним и назовем приметы ранней осени.

Логопед выставляет на доску картину «Ранняя осень», дети называют приметы ранней осени по картине: листья разного цвета; листопад; птицы улетают в тёплые края; убирают урожай; дни становятся короче, а ночи длиннее; люди одеваются тепло; солнце; дождь…и т.д. (Можно использовать мяч)

Игра «Скажи ласково»

Ранняя осень доставляет нам много удовольствий. Давайте скажем ласково. Дождь -… (Дети: дождик) (Слова: сад, лужа, солнце, лист, дерево, туча и др.)

Логопед: Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками. Логопед включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.

Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Дети проходят за столы.

Логопед: Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Расскажи об овощах»

На магнитной доске карточки с изображением помидора.

(Дети описывают овощи, используя схему-описание)

Логопед: А теперь я предлагаю собрать овощи и фрукты.

Дидактическая игра «Овощи и фрукты» (Дети раскладывают фрукты в корзину, овощи в коробку (муляжи))

Дидактическая игра «Посчитай овощи и фрукты».

(Цифры от 1 до 5. Логопед показывает цифру, ребенок берет картинку на столе и говорит, у меня 5 яблок, 3 лимона, 1 груша и т.д.)

Логопед: Дети, кажется кот- Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот -Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.

Игра «Волшебные шнурочки» (индивидуальная работа).

Логопед открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Логопед: Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.

Логопед: А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек.

Логопед: Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?

(Дети: Грибами и ягодами). Давайте отправимся в осенний лес.

Игра «Съедобный – несъедобный»

Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.

Несъедобный – дети поднимают красный кружок.

Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.

Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»

Логопед задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».

Логопед: Скоро белые метели
Снег поднимут от земли
Улетают, улетели
Улетели журавли…

Логопед выставляет картину «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной? (Дети: Перелетные птицы).

Логопед: Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.

Ответы детей. Похвала.

Логопед: Скажите, как улетают птицы?

(Дети: Вереницей, стаей, клином, поодиночке. (картинки))

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

прилетело? Мы расскажем… Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей. Загибаем по одному пальчику, начиная с большого

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек. Кулачки

Логопед: Посмотрите в окно! Не видно золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень! Как еще можно назвать осень? (Дети: золотая осень, пасмурная, величавая, разноцветная, унылая).

Игра «Скажи со словом «осенний» (с выделением окончания голосом)

Небо (какое?) (Дети: осеннее), ветер (какой?) (Дети: осенний), погода (какая?) (Дети: осенняя), дождь (какой?) (Дети: осенний).

Логопед: Ребята, а хотите послушать, как стучит по стеклам осенний дождь

(Дети: Хотим.)

Логопед: Я предлагаю выйти, удобно сесть на коврик, закрыть глазки и внимательно слушать

Релаксация. Упражнение на расслабление «Осенний дождь».

Логопед: Ребята, давайте расскажем небольшие стихотворения об осени и осенних явлениях с помощью «говорящих» таблиц (мнемотаблицы).

Стихотворение «Осень» (приложение)

Стихотворение «Осенние деревья» (приложение)

Логопед: Вот какие замечательные стихи у вас получились.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об осени по схеме описание. (Приложение)

Логопед вызывает 2-х – 3-х детей, каждый из них составляет рассказ по схеме, вывешенной на доске.

4. Итог. Рефлексия.

Логопед: Ребята, как вы думаете, понравился ли мудрому Ворону наш рассказ об осени. А что ему понравилось больше всего?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (121) выйдет
1 декабря 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год