Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Составление рассказа по картине
Развитие речи у детей
Автор: Куропятник Валентина Михайловна   
05.02.2019 21:12

Составление рассказа по картинеСоставление рассказа по картине

Автор:

  • Куропятник Валентина Михайловна Воспитатель МАДОУ ЦРР д. с. "Сказка" ЯНАО Г.Губкинский

Когда мы хотим составить рассказ по картине, мы часто задаем такие вопросы

- Что нарисовано на картинке?

- Кто нарисован?

Могут ли возникнуть у ребенка сложности при ответе на такие вопросы? Пожалуй, да.

Обычно дети отвечают коротко одним – тремя предложениями.

 

Поэтому я выбрала методику Ингрид Николаевны Мурашковска «Картинка без запинки», которую я использую на занятиях по развитию речи.

Методика «Картинка без запинки» включает в себя 6 последовательных шагов по ознакомлению с картиной:

Шаг 1: Состав картинки

  • ограничиваем поле зрения (для этого я использую фотоаппараты);
  • «фотографируем» объекты;
  • схематически их фиксируем;

Детям раздаются фотоаппараты и предлагается сфотографировать каждый объект, сразу же картина проясняется фотоаппарат четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске.

Дети стараются не просто ответить воспитателю, а выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. Мы не ограничиваем детей. Выделить главное, отбросить лишнее — этому можно научить потом.

Шаг 2: нахождение связи и взаимодействия между объектами;

  • выявляем причины следственной связи;
  • выражаем эти связи в виде предложения;
  • получаем рассказ по картине;

На втором этапе детям предлагается объединить объекты между собой, то есть соединить схемы линией. И обосновать, почему так сделал.

Например мальчик – цветок.

- Мальчик нюхает цветок.

Количество линий на доске все увеличивается. Рисунок начинает напоминать паутину. Но дети с нарастающим азартом пытаются найти два объекта, которые еще никто не соединил.

Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они прислушаются к нашей просьбе выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию, пусть получат удовлетворение от собственной находки! Сейчас им нужно именно это.

Шаг 3: характеристики объектов и действий;

  • входим в картину;
  • исследуем картину, используя все органы чувств;

Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, пленяющих воображение. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка "ожила".

В рассказ вплетаются те признаки, характеристики, свойства, которые мы можем увидеть. А ведь человек имеет и другие органы восприятия. Правда, чтобы использовать их, нам придется перешагнуть рамки картины. Детям предлагается использовать такие органы чувств как осязание, обоняние и вкус, слух.

И мы увидим, что дети получают удовольствие от работы с этой картиной, и это нас, безусловно, радует.

Шаг 4: копилка образных характеристик;

  • анализ каждого объекта
  • Узнаем значение новых слов.
  • Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках.
  • Используем их для составления сравнений, загадок

На этом этапе дети узнают значение новых слов необходимые для анализов объектов. Для того чтобы дети осознали и поняли новые слова необходимо выполнить определенные этапы.

1-й этап — пассивный.

Ребенку объясняют смысл нового слова на достаточно большом количестве примеров.

2-й этап — полуактивный.

Ребенок воспроизводит новое слово в ответ на соответствующий вопрос воспитателя.

3-й этап — активный.

Ребенок самостоятельно вспоминает новое слово и использует его как средство для выполнения поставленной перед ним более широкой задачи.

4-й этап — автоматический.

Новое слово само собой возникает в речи ребенка без сознательного поиска, напряжения памяти и тренировки ее специальными заданиями.

Шаг 5: события предшествующие и последующие;

  • вызываем в воображении события, которые предшествуют события на картине, и которые будут в последствии;

Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом.

Шаг 6: разные точки зрения.

  • Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берем того же героя в другое время в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения. Включаем описания с разных точек зрения в рассказ.

Еще одна возможность — изменить настроение героя (или группы) во времени: сперва такое, а потом — другое.. Это могут быть смена погоды, появление нового персонажа, новые события, изменение самочувствия героя. А если есть причина изменить настроение, то разные точки зрения тоже найдутся.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год