Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
Развитие речи у детей
Автор: Чигринь Марина Александровна   
13.12.2018 21:24

«Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»«Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»

Выполнила: Чигринь Марина Александровна, воспитатель группы компенсирующей направленности. Новосибирск, 2018 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 53»

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский

В условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации дошкольного образования, особое значение, на мой взгляд, приобретает гармонизация повышенных требований и необходимости личностного развития ребенка, возможности прожить дошкольное детство полноценно, что способствует становлению адаптивных структур личностной сферы и развитию индивидуальных способностей личности каждого воспитанника.

Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями.

Моя педагогическая деятельность началась в 2008 году в детском саду «Василек». Свою работу по осуществлению всестороннего развития и воспитания детей строю на основе ОПДО МКДОУ д/с № 80 «Василёк» г. Новосибирска.

 

Скачать конспект

В настоящее время работаю с детьми подготовительного возраста, имеющими нарушения речи:

ОНР (II ур.), стёртая дизартрия – 4 ребенка;

ОНР (III ур.), стёртая дизартрия – 5 детей;

ФФНР, стертая дизартрия – 3 ребенка; ФНР, – 2 ребенка.

Успешное преодоление речевых нарушений возможно при тесной взаимосвязи специалистов, воспитателей, родителей (законных представителей). Коррекционная работа простроена по схеме: РЕБЕНОК → ВОСПИТАТЕЛЬ → УЧИЛЕЛЬ — ЛОГОПЕД → МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ → РОДИТЕЛИ → РЕБЕНОК.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.

Широко известно, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

В начале учебного года, совместно с учителем — логопедом Щербаковой Т.А., было проведено педагогическое наблюдение, с целью выявления особенностей развития каждого воспитанника.

Было замечено, что воспитанники без радости включаются в познавательную деятельность. Как правило, у таких детей слабая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Результаты педагогического наблюдения (приложение 1, начало года) показали, что связная речь дошкольников сформирована недостаточно: высокий уровень 0%; средний уровень 57, 2%; низкий уровень 42, 8%.

Взяв за основу мнение великих педагогов: Большова Т.В.; Ткаченко Т.А.; Козаренко В.А.; Ушакова О.С.; Н. Г. Смольниковой и Е. А. Смирновой и многих других, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.

Данная технология имеет:

  1. Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники Система запоминания «Джордано»»)
  2. Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;
  3. Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Цель работы: «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ».

Задачи:

  1. Способствовать развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
  2. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
  5. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Для решения задач направлений развития и образования воспитанников в группе выбрала следующие образовательные технологии:

  • здоровье сберегающие технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология интегрированного обучения;
  • технология проектирования;
  • игровые технологии;
  • технологии предметно – развивающей среды;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология мнемотехника.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

1. 1 Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей группе является одной из приоритетных. И здесь на помощь приходят здоровье сберегающие технологии:

  • Ритмическая гимнастика помогает укреплять физическое здоровье детей.
  • Динамические паузы помогают снять утомляемость детей во время занятий и после них.
  • Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику рук.
  • Гимнастика после сна имеет большое значение для профилактики заболеваний.
  • Сказкотерапия позволяет понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
  • Музыкотерапия используется для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя.

1. 2 Личносто-ориентированные технологии

Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс

Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т.д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо — плохо». Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.

С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги- родители.

1. 3 Технология интегрированного обучения

В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников. Использую:

  • проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности
  • исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала ( «Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»
  • метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
  • интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
  • побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность
  • обучение организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:
  • проблемные и игровые обучающие ситуации
  • проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям)
  • развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.)
  • учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице
  • задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей)
  • методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

1. 4 Технология проектирования

Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель — ребенок, ребенок — родители, воспитатель — родители. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.

Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.

1. 5 Игровые технологии

Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе. Понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

1. 6 Технологии предметно – развивающей среды

Для того чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр математики, Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки, Центр развития речи, «Веселые пальчики» — развитие мелкой моторики.

Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

1. 7 Информационно-коммуникативные технологии

В своей работе активно внедряю новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, мастер – класс, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. В данной сфере я стремлюсь быть компетентной в работе с данным ресурсом: хорошо знаю технические основы, владею методическими приемами использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является саморазвитие. И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.

Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково — познавательную деятельность.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 апреля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год