Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Развитие речи у детей
Автор: Калинина Юлия Николаевна Полушина Марина Владимировна   
17.09.2021 20:44

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  • Калинина Юлия Николаевна: учитель-логопед
  • Полушина Марина Владимировна: учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», г. Губкин, Белгородская обл.

Аннотация: в статье представлена методика обследования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, а также ее результаты, свидетельствующие о значительных трудностях в выполнении всех диагностических заданий.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, связная речь

Главным достижением дошкольного возраста является овладение возможностями родного языка. Связная речь является показателем общего развития человека; от нее зависит качество социального взаимодействия, успешность в процессе обучения, обучения детей в школе. Это приводит к необходимости пристального внимания к процессу диагностики и развития связной речи детей в дошкольном образовательно учреждении.

 

 

 

Скачать конспект

При многообразии определений рассмтриваемого понятия, мы остановимся на определении Ф.А. Сохина, согласно которому «связная речь – это развернутое изложение определенногосодержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно».

В работах отечественных исследователей в области логопедии (Г. В. Бабина, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются специфические трудности усвоения связной речи.

Анализ многочисленных исследований в области связной речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями позволяет сделать вывод о том, что большинство дошкольниковиспытывает те или иные трудности в построении связных высказываний. Это обстоятельство связано с тем, что словарный запас современных дошкольников достаточно беден, однообразен, невыразителен. Дети с трудностями овладевают антонимией и синонимией родного языка. Пробелы в грамматическом строе речи также отрицательно сказываются на речи ребенка, делая практически невозможным построение связного высказывания с выражением причинно-следственных связей. Нарушения пространственно-временной организации не позволяют установить последовательность событий в рассказах, приводят к нарушению изложения текстов при их пересказе.

Нами было организовано изучение состояния связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Экспериментальную группу составили20старших дошкольников, имеющих заключение психолого-медико-психологического консилиума о наличии у них общего недоразвития речи (III уровень речевого развития).

В качестве основы диагностической методики были взяты задания и критерии их оценки, разработанные В.П. Глуховым.

Целью первого задания являлось выявление способности дошкольников с общим недоразвитием речи к установлению логико-смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках и вербализации их в виде повествовательного высказывания.

Второе задание было направлено на исследование умения воспроизводить литературный текст (небольшой по объему, знакомый детям). Анализу подвергались полнота передачи содержания текста, соответствие последовательности изложения, пропуски и повторы фрагментов, а также наличие смысловой и синтаксической связи как междупредложениями, так ичастями рассказа.

Третье заданиеприменялось для исследования умений детей составлять связное высказывание построенное на основе предложенной последовательности сюжетных картинок.

Четвертое задание позволяло оценить умения детей в области составления описательного рассказа. Оценивались последовательность изложения, лексические и грамматическое оформление высказывания.

Задания оценивались по следующим критериям:

Высокий уровень – самостоятельно составленное связное высказывание, достаточно полно и адекватно отображающее изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. высказывание построено в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

Средний уровень – высказывание составлено с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Уровень ниже среднего – высказывание составлено с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

Низкий уровень – высказывание составлено с помощью наводящих вопросов, Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое единство. Встречаются смысловые ошибки.

После выполнения всех заданий, мы можем сделать вывод, что у детей преобладает низкий уровень развития связной речи.

По данным диагностики, дети с ОНР (III уровень речевого развития) мало используют связную фразовую речь, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для монологической речи, а именно для высказываний характерны употребление коротких фраз. Возникают ошибки:

  • в построении развернутых предложений;
  • в выборе лексем;
  • в нарушении смысловой организации;
  • в отсутствие связи между элементами высказывания.

Часто у многих детей значительные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать межпредметные связи, а также с лексико-грамматическим строем в оформлении высказывания.

Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов – микротем, паузация на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.

Список литературы

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год