Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов»
Развитие речи у детей
Автор: Шишикина Надежда Петровна   
01.08.2018 21:08

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов»Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов»

Задачи:

Образовательные: формировать элементарные правила вежливости, расширять знания о значении вежливых слов, активизировать и обогащать словарный запас детей, объяснить, что такое истинно вежливый человек.

Развивающие: развивать связную речь, коммуникативные навыки, любовь к художественному слову, драматизации.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо разговаривать с окружающими, способствовать эмоциональной отзывчивости.

Материалы и оборудование: игрушка – Буратино, сюжетные картинки, карточки для оценки ситуаций, цветок из бумаги, маски животных, билеты.

Предварительная работа: цикл бесед о вежливости.

 

Чтение художественной литературы: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном…», С. Маршак «Ежели вы вежливы…», «Знал одного ребенка я…», «Урок вежливости», В. Осеева «Волшебное слово», И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый», С Гогореловский «Что значит быть вежливым».

Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Кто знает больше вежливых слов» и др.

Рассматривание иллюстраций на данную тему.

Ход занятия

Дети входят в группу под песенку «Если добрый ты…». Здороваются.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить об этикете, то есть о правилах вежливости и культуре поведения. А что, по-вашему, значит быть вежливым, культурным человеком?

Дети: Культурный человек всегда вежливый, внимательный и чуткий с людьми, совершает добрые поступки и т.д.

Воспитатель: Правильно! А всему этому надо учиться.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится. Кто бы это мог быть?

Воспитатель вносит игрушку – Буратино.

Воспитатель: А почему Буратино молчит? Вошел, не поздоровался, что случилось, Буратино?

Буратино: Сегодня я играл с малышами и поссорился с ними.

Воспитатель: А почему?

Буратино: сначала я отобрал у одного мальчика машинку. Потом мне надоело с ней играть, и я ее сломал. Девчонки почему-то не дали мне мячик, я обиделся на них и стал потихоньку дергать их за косички. Рассердились на меня ребята и сказали, чтобы я уходил.

Воспитатель: ребята, а почему дети не стали играть с Буратино?

Дети: Отнимает игрушки, обижает девочек, невежливый.

Воспитатель: Буратино, сегодня на занятии мы говорим о вежливости и приглашаем тебя остаться с нами.

Дети садятся.

Воспитатель: Чтобы стать вежливыми, мы должны научиться пользоваться вежливыми словами. В древние времена, когда людей было еще мало, они, наверное, очень радовались, встречаясь где-нибудь на дикой тропе. И, наверное, поэтому они приветствовали друг друга. А может быть и не так это было. Но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке это какое прекрасное слово?

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: А что оно означает?

Дети: Пожелание здоровья.

Воспитатель: Как можно здороваться по-другому?

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Воспитатель: Как надо произносить эти слова?

Дети: Приветливо, с улыбкой, кивнув, обращаясь по имени.

Воспитатель: Мальчики, поздоровайтесь как мужчины! Что означает этот жест давным-давно?

Дети: В наших руках нет оружия.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Видишь, Буратино, сколько приветственных слов знают наши дети! Вежливых слов не так много в нашем языке, но они очень украшают нашу жизнь и, конечно, речь. И мы сейчас раскроем Буратино секрет других волшебных слов.

Чтение стихотворения И. Токмаковой

«Маша знала слов немало…»

Воспитатель: Какое слово пропало?

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Когда мы говорим спасибо?

Дети: Когда благодарим за что-то.

Воспитатель: Как правильно произносить слово «спасибо»?

Дети: Спокойно, доброжелательно, с улыбкой.

Воспитатель: «Будьте добры или будьте любезны.

Эти слова в разговоре полезны

С ними легко на прогулке и дома

Будет приятно их слышать любому.

Какое из этих слов можно употреблять вместо слова пожалуйста? А когда мы говорим это волшебное слово?

Дети: Будьте добры, будьте любезны, когда мы просим помочь и т.п.

Воспитатель: И вы могли заметить, когда мы употребляем эти слова, люди всегда приходят на помощь. А как мы его прощаем?

Дети: Тихо, глядя в глаза.

Когда беспокоят кого-то, принято извиняться. Есть даже такое выражение. А какое?

Дети: Извините за беспокойство.

Воспитатель: Какие слова извинения вы знаете?

Дети: Прошу прощения, виноват, простите, я больше так не буду.

Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу «Сумел провиниться – сумей и повиниться»?

Дети: Если ты виноват, то нужно обязательно попросить прощения, извиниться.

Воспитатель: А какие еще пословицы о вежливости вы знаете?

Дети: Доброе слово лечит, а злое калечит. Ласковое слово и кошке приятно. Вежливость украшает человека. Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди.

Физкультминутка. «Вежливый зайчик»

На заре зайчишка встал,

«с добрым утром» — всем сказал (наклон вперед)

Солнышку и кочкам,

Маленьким цветочкам,

Маме и братишкам, (повороты вправо-влево)

Елочке и шишкам.

На дорожку вышел,

А навстречу мыши! (ходьба на месте)

«Здравствуйте, сестрёнки»(наклон вперед)

Говорит он звонко

«Здравствуйте, лисята, (повороты вправо-влево)

Здравствуйте, лосята!»

Вдруг навстречу страшный волк (изображают волка)

Лес испуганно примолк!

Бедный зайка задрожал,

Хвостик маленький поджал (изображают зайчика)

А потом закрыл глаза,

Тихо «здравствуйте» сказал.

Даже волк его не съел.

Улыбнулся, подобрел. (поклон, улыбка)

Говорит ему в ответ:

«И тебе, косой привет!»

Воспитатель: А сейчас, дети, мы покажем Буратино, как мы научились вести себя с незнакомыми людьми, в магазине и т.д.

Разыгрывающие ситуации.

  1. Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Надо к нему подойти и спросить дорогу.
  2. У прилавка мама с сыном.

- ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

- Но у тебя уже есть клюшка. Успокойся, не кричи.

- Все равно хочу! Купи-и-и-и!

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ведет себя мальчик? Научите этого «плаксу» вести себя. Помните, беседуйте тихо, не привлекая внимания других.

3. Разыгрывается обратный диалог.

Воспитатель: И Буратино, и вы, дети, я думаю, убедились, что без вежливости трудно обходиться в любом обществе, в магазине, поликлинике и т.д.

Драматизация отрывка из стихотворения Э. Могиковской «Вежливое слово»

Воспитатель: За какие именно слова звери получили билеты? Какие из них вам показались необычными?

Дети: До скаканья, до кувырканья, замечательной зари, доброй ночи и рассвета.

Воспитатель: Так в чём же секрет волшебных слов!

Дети: Они помогают выполнить наши просьбы, простить, если не так поступили, просто подарить хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, не только ваши слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим родителям.

Игра «Вежливый светофор». Дети рассматривают иллюстрации, поднимают карточки, оценивая поступки детей, и объясняют почему.

  1. Девочка угощает мальчика мороженным.
  2. Мальчик разрушил «песочный замок», построенный другими детьми.
  3. Девочки отнимают друг у друга куклу.
  4. Один ребенок потерял свою вещь, а другой нашел.
  5. Девочка помогает подруге застегнуть пуговицу на рукаве.

Воспитатель: ну что, Буратино, научили мы тебя правилам хорошего тона?

Буратино: Да, я все понял. Теперь всегда и везде буду говорить вежливые слова. (в вежливой форме просит у детей игрушку)

Воспитатель: Ай да Буратино! Молодец!

Буратино: таким я теперь буду всегда!

Воспитатель: На память о нашем занятии мы дарим Буратино цветок вежливости. Если посмотреть на его лепестки, то можно сразу вспомнить волшебные слова, о которых мы сегодня говорили. Пусть они всегда, ребята, звучат в вашей речи, помогают вам в жизни. А самое главное — чаще совершайте хорошие, добрые поступки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год