Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Особенности развития словесного творчества детей в старшем дошкольном возрасте
Развитие речи у детей
Автор: Носкова Екатерина Геннадьевна   
24.11.2017 01:51

Особенности развития словесного творчества детей в старшем дошкольном возрастеОсобенности развития словесного творчества детей в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст – период активного речевого развития. Совершенствуется, в том числе, и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (повествование, описание, отчасти рассуждение) как с опорой на наглядный материал, так и без таковой. Усложняется синтаксическая структура детских сочинений-рассказов, повышается доля сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Однако у многих детей эти умения еще неустойчивы. Они испытывают затруднения при отборе фактов для своих рассказов, при определении логической последовательности в их расположении, в построении структуры и языковом оформлении высказываний. Коммуникативный подход к вопросам речевого развития детей требует и новых методов обучения [3,c. 74].

 

Нам особенно интересны работы Т.А. Ладыженской тем, что она, изучая умение детей создавать текст, обращает внимание и на особенности развития связной речи дошкольников. Проанализировав категориальные признаки текста с позиций современной лингвистики, автор подчеркивает необходимость изучения связной речи не только с точки зрения использования разнообразных языковых средств, но и с позиций сформированного механизма построения текста и использования сложных синтаксических целых в устных высказываниях детей

Важным направлением в развитии связной речи старшего дошкольника является появление ее новых форм — контекстной и объяснительной. Исследование А.М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью.

Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого [5].

В среднем, и особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи, в которой дошкольники могут проявить словесное творчество – рассказом и пересказом.

Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие словесного творчества детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания [1, с. 28].

Старшие дошкольники проявляют значительную творческую активность в литературно-речевой деятельности. Это проявляется в выполнении ими пересказов текстов художественных произведений доступного пониманию уровня, в выразительном чтении знакомых стихов, в составлении собственных сочинений – рассказов, сказок. В творческом рассказывании в первую очередь находят отражение впечатления действительности и образов искусства, воспринятых ребёнком.

Важно воспитывать у дошкольника интерес и любовь к художественному слову, к произведениям народного творчества, вызвать желание сочинить самому, рассказать другим сочиненную сказку. Под влиянием произведений устного творчества происходит интенсивное обогащение словаря ребёнка, дети начинают осознанно пользоваться в собственной речи поэтическими метафорами и эпитетами, образными сравнениями и определениями [4].

Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно – творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно – творческой деятельности [2].

Условиями для успешного формирования литературного творчества являются:

  • Проведение грамотно организованной систематической работы по развитию речи дошкольников, направленной на расширение словарного запаса, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи;
  • Обеспечение активного восприятия художественного слова;
  • Развитие связной речи в пересказе, в составлении собственного рассказа, сказки;
  • Совершенствование умений выразительного чтения;
  • Воспитание поэтического слуха [6].

Таким образом, развитие и проявление литературно-творческих способностей в связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Список литературы

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  2. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. – М.: Мозика-синтез, 2013.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для ВУЗов. — 7-е изд., стереотип. — М.: изд. центр «Академия», 2002. — 456 с.
  4. Полуянов Д. Воображение и способности. – М.: Знание, 1985.
  5. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание, 2012, №5, С. 21–27.
  6. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.

Дети рассказывают друг другу, как изготовлялась матрешка (закрепление пройденного материала)

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год