Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Развитие речи у детей
Автор: Люшакова Александра Михайловна   
05.10.2017 10:33

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАССКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории Александра Михайловна Люшакова г. Новосибирск 2017

Необходимым условием для развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, культуры, знаний, умений. Этот опыт можно передать при помощи речи. Анализ психолого-педагогической, лингвистической и логопедической литературы позволяет сделать вывод о том, что большинство детей, поступающих в школу, испытывают некоторые трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном объеме для этого возраста. Часто эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющие общее недоразвитие речи.

 

Развитие в дошкольном периоде способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются незаменимыми компонентами социализации и успешного овладения школьной программой в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Поэтому в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок, может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично, излагать свои суждения, воспроизводить содержание текстов.

Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в психическом и речевом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

В ходе целенаправленного обучения и воспитания у дошкольников с общим недоразвитие речи формируются речевые умения и навыки, в частности, навык рассказывания.

Для понимания процесса формирования связной речи большое значение имеют основополагающие положения теории формирования речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых. Научно-обоснованная теория порождения речи впервые была выдвинута Л. С. Выготским, в основу которой, были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, учение о структуре внутренней речи, соотношении понятий «смысл» и «значение». По его мнению, процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, а далее – в значениях внешних слов, и, наконец, в словах».

В дошкольном периоде речь ребенка, выступая как средство общения с взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный характер. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту, новых отношений с взрослым, появление новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что происходило с малышом вне непосредственного контакта с взрослым. В связи с развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий. В дошкольном возрасте возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста – связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи, как со стороны ее содержания, так и в плане повышения языковых возможностей ребенка, степени его участия в процессе живого речевого общения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год