Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
Развитие речи у детей
Автор: Соколова Евгения Анатольевна   
27.01.2017 01:13

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природыРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы

Автор: Соколова Е.А.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – это средство общения и познания, и является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствуя и обогащая её. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

 

Развитие речи процесс сложный, творческий. Это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи дошкольников через познание мира природы.

В дошкольном возрасте дети постигают мир природы и человека. Детям систематически передается разнообразная информация о природе: об отдельных представителях животного и растительного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами (камень, вода, песок, земля и др.) и природными материалами (дерево, глина и т. д.)

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики, которые ребенок может определять сам: цвет, форма, вкус, запах, размер и т. д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определенных условиях, — это свойства предметов, повадки животных Например, Волк. Портрет – большой зверь, хищник. У него есть глаза, уши, хвост и т. д. Тело покрыто шерстью. Повадки – живут семейными группами, а зимой объединяются в стаи.

Постигая мир человека, дети начинают знакомиться со схемой собственного тела и связанными с ним пространственными ориентировками (над головой – вверху, под ногами – внизу, за спиной – позади).

Продолжается работа по расширению и уточнению представлений детей о рукотворном мире (предметах сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни).

Рассматривая разнообразные предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но и более глубоко начинают постигать их целевое назначение и функции. Обращается внимание на зависимость свойств, качеств и частей предметов от их целевых назначений и функций. Дети знакомятся со свойствами и качествами рукотворных материалов (бумага, стекло, пластилин, ткань и т. д.) Полученные представления закрепляются в деятельности детей.

Детей знакомят с различной деятельностью людей: профессиональной (труд для других), бытовой (труд для себя и семьи), отдых, увлечения (труд для души).

Большое значение для речевого развития играют средства, методы, приемы, используемые для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. д.) используются и новые. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (куст, цветок, дерево, пенек и т. д.)

По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может она приведет нас в сказку». «Подойдите к этому цветку. Может быть, здесь спряталась сказка?»

Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок), отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор пойдет о сказке «гуси – лебеди». Дети рассматривают дерево, ветки, листья, плоды (если есть), пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке.

Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, пожелания. Воспитатель всегда готов выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Благодаря системному контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластичных формах. Дети вместе с воспитателем рассматривают разнообразные природные объекты, явления, сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказыванием детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Осенью внимание детей обращается на овощи и фрукты. Дети рассматривают их, составляют из них «живые» натюрморты. Проводится работа с осенними цветами (астры, бархатцы, георгины). Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей, листьев. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов, оттенков листьев.

В октябре отмечаются изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Рассматриваются плоды деревьев и кустарников (боярышник, шиповник, рябина и др.) Дети отмечают разнообразие цветов и оттенков, строение формы.

Поздней осенью дети рассматривают кору разных пород деревьев. Отмечается разнообразие цвета, фактура (гладкая, шершавая). Обращается внимание на разнообразие листьев в природе: с сильно изрезанными краями, с одной пластинкой (подорожник), с тремя пластинками (клевер). Дети подбирают определения к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду., жесткие, хрупкие во время заморозков.

Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны различных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (ель, сосна, лиственница). Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдение за инеем, снегом. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказанием помощи птицам.

Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. В мае на примере цветов купальницы, одуванчиков, мать-и-мачехи показывается разнообразие оттенков желтого цвета.

Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисовании, лепке, аппликации). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. Дети, под наблюдением воспитателя работают ножницами, используют трафареты, штампы.

Итак, работа по познавательно – речевому развитию проводится в системе и охватывает все ее стороны (словарь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, связную речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, используя интегрированный подход и здоровье — сберегающие технологии, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.

Источник: интернет ресурсы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год