Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование мемотехники в развитии речи детей»
Развитие речи у детей
Автор: Нифонтова Лариса Витальевна   
17.03.2016 22:12

«Использование мемотехники в развитии речи детей»«Использование мемотехники в развитии речи детей»

Нифонтова Лариса Витальевна Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» Пермский край, г. Лысьва

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания») получила своё название от богини памяти Мнемозины.

Мнемотехника это система искусственных методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цвета, так же в школе запоминали падежи, что такое биссектриса.

Цель обучения с использованием мнемотехники — развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения.

Основное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления составляют основу для рассказывания, рисования, игр.

 

Для развития речи детей чаще всего используются мнемодорожки, коллажи, открытки и мнемотаблицы.

В своей работе я использую мнемотаблицы. Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

  • для младших дошкольников — таблицы на 4 клетки (2*2), на 9 клеток (3*3);
  • для дошкольников среднего возраста — на 9 клеток (3*3), на 16 клеток (4*4);
  • для старшего возраста — на 16 клеток (4*4); на 25 клеток (5*5).

Что изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказок, явлений природы, некоторых действий, т. е. Можно нарисовать всё то. Что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить следует так, чтобы нарисованное было понятно детям. В каждой таблице может быть свободная клетка, которую можно заполнить вместе с детьми.

Работу с мнемотаблицей начинаем с самостоятельного рассматривания. Необходимо дать ребёнку время познакомиться с таблицей, рассмотреть все символы и рисунки. Когда ребёнок ознакомился с таблицей, начинаем вместе с ним разбирать (рассматривать) каждую клеточку, начиная с первого ряда слева направо. Разобрав первую строку составляем вместе рассказ, затем рассматриваем клеточки в следующей строке. Так разбираем всю таблицу. В итоге получается интересный рассказ.

Благодаря мнемотаблицам дети, которые в начале учебного года не могли составить рассказ из 2-3 предложений, к концу учебного года стали рассказывать с небольшой помощью рассказы из 8-10 предложений.

С помощью мнемотаблиц заучиваем с детьми стихи. Начиная с января в старшей группе заполняем таблицы для заучивания вместе с детьми. Читаю детям стихотворение и вместе обсуждаем, что же нам нарисовать в клеточке, так «зарисовываем» каждую строку стихотворения. А в подготовительной к школе группе ребята сами могут заполнять клеточки таблицы, так же обсуждая что изобразить. Благодаря этому стихи запоминаются со второго- третьего прочтения. Есть дети, которым запоминание стихов даётся с большим трудом. Из-за этого они не любят учить стихи. Привлекая таких детей к заполнению таблиц, удаётся не только развить у них интерес к заучиванию стихов, но и улучшить их память, и научить их верить в свои силы, повысить самооценку.

images/stories/0011/0009/mnemo1.jpgИспользование мнемотаблиц в работе с детьми позволяет развивать не только грамотную речь, но и улучшить память, развивать логическое мышление, умение схематически изображать предметы, явления, умение ориентировать на плоскости.

В небе гром, гроза!
Закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год