Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Куб- трансформер как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Синёва Ольга Владимировна   
14.03.2016 18:10

Куб- трансформер как средство речевого развития детей дошкольного возраста.Куб- трансформер как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

Подготовила Синева О.В. Воспитатель общеобразовательной группы «Детский сад №251 г.Челябинска»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Скачать конспект

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В педагогической работе важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей развитию речевого общения. В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников можно использовать игровое пособие "Куб- трансформер". Он позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с понятиями "слово", "текст", научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Но главное, на мой взгляд, что это пособие даёт заряд положительных эмоций, удовольствие от процесса выполнения заданий и позволяет педагогу учить детей, играя.

Использование в работе с дошкольниками игрового пособия «Куб- трансформер» предполагает:

  • развитие и совершенствование речевых навыков детей;
  • желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно с другими детьми в процессе игры;
  • создание у детей эмоциональной отзывчивости;
  • расширение речевой среды в группе;
  • развитие сенсомоторных и коммуникативных навыков детей.

Данное пособие можно начинать использовать в работе с дошкольниками от двух — трёх лет и до выпуска детей в школу с возможностью использования в работе таких кубов, которые направлены на формирование грамматического строя речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, а также на автоматизацию звуков. Оно многофункционально и даёт детям заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий.

Кубы могут использоваться:

-в совместной деятельности педагога и детей (в речевом развитии, знакомстве с окружающим миром и т.д.)

- в самостоятельной деятельности детей (в свободное время)

- в индивидуальной работе с детьми

"Куб-трансформер" представляет собой кубы в количестве 8 штук одинакового размера, изготовленные из картона и обклеенные цветной плёнкой (последовательность изготовления куб-трнсформера. Приложение 1).

На гранях кубов располагаются картинки, схемы, которые способствуют развитию у детей словарного запаса, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Картинки и схемы на гранях кубов меняются по мере усвоения данного материала (Приложение 2).

На примере темы «Транспорт» мы рассмотрим, как работать с кубом.

Цель: расширение и активизация словарного запаса.

Задачи:

- Закреплять словарь и знания детей по теме “Транспорт”.

- Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), закрепить знания детей о деталях транспорта.

  • развивать зрительное внимание, восприятие, мышление

- развивать речь.

- воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение.

Краткое описание.

Игра представляет собой раскладывающийся куб, который обладает двенадцатью различными поверхностями, на которых расположена информация (картинки с изображением разных видов транспорта, чистоговорки, разные детали транспорта).

Примеры игр с использованием пособия

1. Виды транспорта: (Воздушный, наземный, подземный, водный, подводный).

Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».

Задача: закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный);

Ход игры:

Дети садятся в круг.

Воспитатель спрашивает: «Как называют транспорт, который ездит на земле?»

– Наземный.

- Назовите виды наземного транспорта?.

(автобус, троллейбус, трактор, мотоцикл и т. д.)

- Как называют транспорт, который ездит под землей?

– Подземный.

- Назовите виды подземного транспорта?.

- (метро)

- Как называется транспорт, который плавает на воде?

– Водный.

- Назовите виды водного транспорта?.

(катер, пароход, лайнер и т.д.)

- Как называется транспорт, который плавает под водой?

– Подводный.

- Назовите виды подводного транспорта?.

(подводная лодка)

- Как называется транспорт, который летает в воздухе?

- Воздушный.

- Назовите виды воздушного транспорта?.

- (вертолёт, ракета и т.д.)

Воспитатель предлагает найти на гранях куба эти виды транспорта. И поиграть в игру «Четвертый лишний», которая так же расположена на других гранях данного куба. Определить какой вид транспорта лишний и почему.

2. Игра: «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Ребенок 1 рассматривает картинки на кубе, называя их

-мотоцикл, теплоход, автомобиль, автобус

-Что лишнее и почему?

-Лишний теплоход. Это водный вид транспорта. А мотоцикл, автомобиль и автобус наземный транспорт.

Ребенок 2 находит следующие картинки и называет

-лодка, дирижабль, воздушный шар, самолет

-Что лишнее и почему?

-Лишняя лодка. Это водный вид транспорта. А дирижабль, воздушный шар, самолет воздушный транспорт.

И так далее…

Дальше педагог предлагает детям выбрать картинки с транспортом, о котором они хотели бы рассказать

3. Расскажи по схеме о любом виде транспорта.

Цель: Научить детей составлять рассказ-описание по лексической теме «Транспорт»

Задачи:

  • образовательные: закрепить и уточнить знания детей о транспорте, научить составлять описательный рассказ по лексической теме с использованием наглядного моделирования
  • коррекционно-развивающие: научить детей пользоваться распространенными предложениями, работать по наглядной схеме, развивать наблюдательность, способность сравнивать объекты, выделять общие и индивидуальные особенности; развивать артикуляционную моторику, внимание, память, мышление

На заключительном этапе можно предложить детям проговорить чистоговорки. Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;

Цель: в процессе многократного повторения чистоговорок, способствовать запоминанию некоторых грамматических норм русского языка.

Задачи:

  1. Закрепить правильное произношение звуков.
  2. Развивать у детей чувство рифмы, внимание, память.
  3. Способствовать обогащению словарного запаса.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www. rg. ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
  2. Демонстрационный материал «Мозаика- Синтез» по ФГОС.

Приложение 1

Изготовление куба -трансформера.

Для того чтобы выполнить куб-трансформер, потребуются лист картона, линейка, карандаш, скотч или клей. Первым делом, надо обозначить на листе картона восемь разверток кубиков с нужными вам сторонами. Затем каждую развертку следует вырезать и сложить из них кубики.

После того, как кубики будут готовы, их необходимо соединить, используя кусочки скотча.

Если вы захотите сделать себе такой кубик-трансформер, то для начала хорошо разберитесь с позициями шарниров. Вы должны соединить восемь одинаковых кубиков восемью кусочками клейкой ленты, например скотчем (показана желтым цветом) или небольшими "язычками" бумаги.

Волшебный куб составлен из 8 отдельных единичных кубов. Когда вы раскладываете кубик, то можете увидеть три новые поверхности (на рисунке — красная, зеленая, синяя).

Восемь отдельных кубиков составляют кубик-трансформер. У каждого отдельного маленького кубика 6 сторон; вместе 6х8=48 сторон, из них 24 видны, 24 скрыты. Раскладывая кубик, вы можете получить 3 прямоугольника, состоящих из 8-ми квадратов каждый. Восемь шарниров располагаются по трем измерениям. Позиции восьми шарниров показаны на следующих рисунках:

Разумеется размеры кубика можно взять любыми, тогда и размеры картинок должны быть изменены соответсвующим образом.

Приложение 2

Тема: «Транспорт»

  1. Виды транспорта: (Воздушный, наземный, подземный, водный, подводный). Дети по картинкам определяют какой вид транспорта (Воздушный. Летают в небе. Самолет, вертолет, аэроплан, воздушный шар и т.д.).
  2. Игра: «Четвертый лишний»

Дети, определяют какой вид транспорта лишний и почему.

3. Расскажи по схеме о любом виде транспорта. Картотека картинок транспорт.

4. Чистоговорки:

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год