Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка "Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна".
Развитие речи у детей
Автор: Швецова Элла Александровна   
03.05.2015 19:07

Методическая разработка "Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна".Методическая разработка "Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна".

Здравствуйте, коллеги!

Традиционно мы собираемся, чтобы поделиться опытом, обсудить насущные проблемы в нашей с Вами любимой области.

Тема нашей встречи сегодня: «Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна».

Опыт работы со старшими дошкольниками (с ОНР) говорит о том, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.

Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе.

 

И как говорят педагоги, трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Я на своем опыте убедилась, что развить эти способности у детей можно еще в дошкольном возрасте с помощью дидактического синквейна.

Эта технология не требует особых условий ее применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий. Вы сами сможете убедиться, что составление синквейна обогащает и актуализирует детский словарь, уточняет содержание понятий. Развивает речь, память, внимание. Все это позволяет ребенку становиться активным творческим участником процесса.

Правила составления синквейна простые!

Синквейн — в переводе с фр. — «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

  1. первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  2. вторая строка – два слова, прилагательные;
  3. третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  4. четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  5. пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

А теперь вместе попробуем поиграть в синквейн!

Я взяла сладкую тему «шоколад»! Говорят, что он поднимает настроение. Посмотрим, поднимит ли он его нам!

Играем! Тема: «Шоколад»

2. молочный, вкусный

3. лежит на витрине в магазине; тает во рту; вкусно пахнет

4. Обожаю его!

5. Сладость

Теперь побробуем самостоятельно?!? Тема на выбор: логопедический кабинет. Кто-то помечтает, кто-то окунется в реальность!

Вторая тема: день недели. Тема: «Среда»

Теоретическая часть у нас с Вами выполнена! Мы познакомились с технологией «дидактического синквейна».

Теперь я предлагаю просмотреть конспект занятия, в котором я использовала синквейн!

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

Тема: «Зима в Простоквашино»

Цель: автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; пополнение, расширение, активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие: закрепление правильного звукопроизношения в словах, чистоговорках, развитие фонематического слуха и восприятия; развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы; развитие зрительного внимания и восприятия; развитие общей и мелкой моторики, координации речи сдвижением; развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Коррекционно-воспитательные: воспитание внимания к собственной речи и речи окружающих, формирование самоконтроля, воспитание общечеловеческих ценностей на основе мультипликационных персонажей.

Речевой материал: чистоговорки, игры речевые, загадки, стихотворение (дидактическая технология «синквейн»)

Оборудование: ТСО, лист с заданием «Буквы играют в прятки», музыкально-сопроводительные материалы «Зима в Простоквашино», конверт с заданиями, картинки с мультипликациоными персонажами, звуковая гирлянда, игрушка Кот Матроскин, мешочек с игрушками, мяч, аудиозапись неречевых звуков, медаль [Р]

Ход занятия

Звучит музыка из мультфильма «Зима в Простоквашино» (заходит ребенок, здоровается)

Здравствуй! Поздоровайся с нашими гостями!

Давай выпрямим спинку, расправим плечи, сделаем глубокий вдох, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения! (упражнение выполняется 2 раза)

Из какого мультфильма эта музыка?

Давай посмотрим на экран! Назови героев мультфильма! (на экране герои мультфильма «Простоквашино»)

Сейчас я ещё раз повторю эти слова, а ты пожалуйста внимательно послушай и назови звук, который слышится во всех словах (Фёдор, Матроскин, Шарик, Простоквашино, корова Мурка)

А ты не хотела бы побывать в Простоквашино?

Но мы еще и повторим [Р] в слогах, словах и предложениях (садимся за столик перед зеркалом)

А сначала давай вспомним, как пишется буква Р и попробуем написать ее в воздухе! Сначала мы напишем букву Р плечем, локтем, потом ладошкой и пальчиком!

Хорошо!

Смотри, буквы играют с тобой в прятки! (ребенок выполняет задание «Буквы играют в прятки» на листе бумаги)

Справилась!

А теперь, чтобы звук Р получился,
Ты с ним долго не возился,
Выполняй упражнения для языка
Всё получится тогда!

(выполняем артикуляционную гимнастику за компьютером)

Молодец!

А теперь давай порычим! Как рычал Шарик!? Порычи!

Давай вспомним, как правильно произносится звук [Р]

Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем,

Да и сильно дуть начнем
Язычок наш задрожит
Никуда не убежит.
Всем он так и говорит:

«Эта сильная струя
Дрожать заставила меня.
Не от страха я дрожу,
Лишь мотор свой завожу».

Хорошо!

Посмотри, сколько снежинок вокруг! И каждая снежинка волшебная! Давай подуем на них! (ребенок выполняет упражнение на поддувание «Снежинки»)

Вот какие они волшебные!

Скажи, а ты любишь загадки!?
Тогда я загадаю, а ты отгадай!
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.

Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Зима)

А какого цвета зима? (ребенок отвечает)

Конечно же белого! Поэтому снимай конвертик белого цвета! В нем как раз то, что нам нужно! (ребенок подходит к дереву, снимает нужный конверт)

Нам надо не просто проговорить звук [Р] в слогах, а прочитать слоги! Справимся!? (ребенок читает прямые слоги, затем обратные находясь у дерева)

Молодец, старалась!

А теперь предлагаю поиграть! (игра с перекатыванием мяча проводится сидя на ковре)

Я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова! (логопед начинает слово, а ребенок добавляет РА) ко- ра, но-ра, иг-ра, у-ра

Теперь нужно закончить слогом РО! (вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб- ро)

А теперь договори слова со слогом РЫ! (го-ры, узо-ры, топо-ры)

Молодец!

Посмотри, кто у меня есть! (логопед показывает игрушку кота Матроскина)

Ну конечно же, это Матроскин! Смотри, у него с собой мешок! Посмотрим, что там!? (ребенок развязывает мешочек)

Откроем!? Что интересного он нам приготовил!?

(задание сосчитать предметы со словами: Игра «1-2-5» на согласование числительных с существительными)

Умничка!

А теперь давай отдохнем! (проводится динамическая пауза)

Раз, два, три, четыре,
Мы снежки весь день лепили!
Мы бросали их, ловили,
Бабу снежную лепили,

Ох, устали, отдохнем!
И опять лепить начнем!

Ой, ну и много снега зимой в Простоквашино! На что похожи эти звуки?

(игра для развития фонематического слуха «Отгадай, что звучит» (звуки: скрип снега, ветер, завывает вьюга, метель, гнутся деревья, каркают вороны)

Ой, холодно стало от всего этого! Пальчики замерзли, давай их согреем!

(За столиком проводится пальчиковая игра)

Я сидел, что было сил
Пальчиками шевелил,
А когда совсем устал,
«хватит» — строго я сказал.

Не хотят они уняться,
Все быстрее шевелятся,
Мы тогда поступим так:
Мы прогоним шевеляк.

(шевелим пальчиками, разводим ручки в стороны и за спинку)

А еще Матроскин приготовил тебе загадку!

Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.

Вокруг шеи свернулся калачик,
От мороза детишек он спрячет.

(Шарф)

А как ласково мы скажем слово «шарф»? Правильно, шарфик!

Давай сделаем гирлянду из цветных шариков, составим слово «шарфик»! (звуковой анализ слова: ребенок нанизывает на гирлянду цветные бусины синего, красного и зеленого цвета)

А теперь посмотрим, кто же повезет эту гирлянду на елку! Кто в каком вагоне поедет!? (ребенок называет картинки и определяет место звука в слове, усаживая картинки с героями в вагончики на фланелеграфе)

Картинки: Матроскин, Шарик, дядя Федор, родители дяди Федора, Печкин, корова Мурка

А чтобы им ехать веселее было, повторим чистоговорку!

Ра – ра – ра во дворе у нас гора
Ра — ра – ра очень рада детвора
Ры – ры – ры нету дома детворы
Ры – ры – ры мы катаемся с горы
Ра – ра – ра мы поехали! Ура!

Молодец, старалась! И Матроскину очень, я уверена, понравилось!

А теперь, как всегда давай попробуем составить стихотворение из 5 строк! Скажи, кто нравится тебе больше всего из этих героев!? (ответ ребенка; далее составляется синквейн)

  1. Матроскин
  2. хороший, хозяйственный, рассудительный
  3. умеет вышивать, играть на гитаре, петь
  4. Мне нравится этот герой
  5. Мультфильм «Простоквашино»

Умница! Мне очень понравилось, как ты сегодня работала, ты старалась, четко произносила звук [Р], была внимательной!

Какая игра тебе показалось самой интересной? Что показалось сложным?

Теперь следи за своей речью и не забывай про звук Р! Я дарю тебе эту медаль на память о Зиме в Простоквашино! А дома ты обязательно расскажешь про Матроскина в пяти строках. Расскажешь!?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (122) выйдет
1 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год