Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Тема: «Путешествие в страну сказок».
Развитие речи у детей
Автор: Корсакрва Елена Николаевна   
11.03.2015 15:11

Тема: «Путешествие в страну сказок».Тема: «Путешествие в страну сказок».

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе с использованием элементов технологии теории решения изобретательских задач.

Цель: Продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к сказкам;

Задачи:

  1. Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки
  2. Развивать образную речь детей с помощью лексических и грамматических упражнений, учить подбирать к словам антонимы, прилагательные; обогащать словарь сравнениями, эпитетами.
  3. Формировать умения отождествлять самого себя с кем-либо, и как следствие сопереживать этому объекту, описывать его состояние в разных ситуациях.
  4. Продолжать учить детей осваивать алгоритм системной игры «Да -нет» отгадывая главного героя знакомой сказки.
  5. Развивать фонематический слух при подборе рифм к предложенному слову.
  6. Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление
  7. Развивать умение выполнять различные игровые задания.
  8. Формировать у детей умение давать большое количество

идей в рамках заданной темы.

10. Вызывать у детей желание помогать сказочным персонажам, преодолевать препятствия.

11. Воспитывать смелость, находчивость, согласовывать свои действия с партнерами

План.

1. 1.Вводная часть, сообщение цели путешествия.

1. 2. Игры с элементами ТРИЗ.

  • Подбор прилагательных к слову «путешественники».
  • Работа с антонимами.
  • Игра «Да-нетка».
  • Физминутка «Царевна-лягушка» (эмпатия).
  • Разгадывание загадок.
  • Игра «Слово-цвет».
  • Игра «Придумай рифму».

2. Самостоятельная деятельность детей в Центрах активности.

3. Подведение итогов.

Оборудование и материалы:

Воздушный шарик, конверт с письмом, разрезная картинка Василиса Прекрасная, карта, карточки с заданиями, разноцветные карточки;

картинки и вырезки с изображением сказочных героев, тексты загадок; палочки Кюизенера, схемы для д/и «Оживи сказку».

цветной картон, шаблоны (какошник), образцы узоров для выполнения аппликации.

Аудиозапись музыка из т/передачи «В гостях у сказки»

Ход совместной деятельности:

Утренний сбор. «Круг друзей» (создание эмоционального настроя).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети! Сегодня мы совершим путешествие в страну Сказок. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Но волшебная страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу. А вот теперь можно отправляться в путешествие.

Тише, тише, тишина:

Сказка к нам идет сама.

В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием), а к ниточке привязан конверт.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

- Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём, и тогда может быть, узнаем от кого оно.

(Дети собираю картинки, на картинке изображена Василиса Прекрасная).

Воспитатель: — Всё ясно, значит, письмо нам прислала Василиса Прекрасная. Адресовано оно вам. Теперь мы можем с вами его прочесть.

«Ребята здравствуйте! Меня зовут Василиса Прекрасная. Злая Баба-Яга похитила меня, да и заперла в своей избушке. А книгу мою волшебную разорвала, да странички по лесу темному разбросала. Помогите мне ребята, пожалуйста, книгу собрать, да злую Бабу-Ягу победить.

Ваша Василиса Прекрасная».

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ну что ребята, поможем Василисе Прекрасной? Только как нам лес этот сказочный найти? А может в конверте есть подсказка?

- Ребята, и правда в конверте карта. А на карте указаны направления, где мы найдём задания, которые нам предстоит выполнить. Вы готовы к сложному, но интересному путешествию в страну Сказок?

ДЕТИ:

Да!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Итак, отправляемся в путь

- Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

В круг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.

(звучит музыка телепередачи «В гостях у сказки»)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ребята, вот мы и в волшебном лесу. Вот тут нам и пригодится карта Василисы Прекрасной. Посмотрите, в каком направлении, по какой дорожке нам идти.

Давайте вспомним где у нас правая рука, поднимите её вверх. А теперь покажите левую руку и спрячьте её за спину.

Молодцы!

А, теперь рассмотрим волшебную карту.

(Дети по карте определяют направление, идут по дорожке).

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Первое непростое задание для нас.

Я буду называть вам слово, а вы быстро находите его противоположное значение (антонимы):

сказка-быль; далеко-близко; высоко-низко; быстро-медленно; великан-карлик; взлетать-падать; вместе — врозь; герой-трус; добро-зло;

легко — трудно; начало-конец. и

Воспитатель:

Задание мы выполнили! Можно отправляться дальше в путь.

Ребята, а какими должны быть путешественники?

Дети: смелыми, сильными, умелыми. Находчивыми, любознательными, дружными, внимательными, отважными, сообразительными, умелыми, знающим.

Воспитатель. Молодцы! Именно такими мы должны себя показать!

В путь! (звучит музыка т/передачи «В гостях у сказки»)

Ещё одно задание.

Чтобы продолжить наш путь, угадайте сказочного героя с помощью игры «Да-Нет».

Дидактическая игра «Да- Нет».

В.: -Я загадала сказочного героя из природного мира.

Д.: — Это птица

В.: — Нет.

Д.: — Это рыба?

В.: — Нет.

Д.: — Это животное?

В.: — Да.

Д.: — Домашнее животное?

В.: — Нет.

Д.: — Оно живет в лесу?

В.: — Да.

Д.: — Животное большого размера?

В.: — Нет.

Д.: — Оно бегает?

В.: — Нет.

Д.: — Оно прыгает?

В.: — Да.

Д.: — Плавать умеет?

В.: — Да.

Д.: — Живет в воде?

В.: — Да.

Д.: — Это лягушка?

В.: — Да. Вспомните сказку, в которой лягушка является одной из главных действующих лиц.

Д.: — Это Царевна-Лягушка.

В.: — Да! Молодцы!

Воспитатель:

Представьте себе, что вы Царевна-Лягушка (эмпатия), которая сидит на листе кувшинки и ждет своего Ивана-Царевича. Егор, расскажи, что ты чувствуешь?

А, теперь покажите Царевну-Лягушку за изготовлением хлеба для царя. Настя, расскажи, что ты делаешь?

Царевна-Лягушка приехала на пир во дворец и вышла танцевать. (Все выполняется под различную музыку)

У всех вас получились очень интересные Царевны-Лягушки, как — будто мы побывали в сказке.

А, вот и следующее задание.

Чтобы книга Василисы Прекрасной получилась разноцветной нужно, придумать новые названия цветам которые я вам покажу.

Синий – васильковый, колокольчиковый,

Зеленый – травяной

Ярко-красный – клубничный, малиновый,

Темно-красный – вишневый,

Коричневый – шоколадный,

Желтый – солнечный, лимонный, цыплячий

Белый – снежный, сахарный,

Сине-зеленый – цвет морской волны,

Фиолетовый – сливовый, баклажановый,

Светло-коричневый – цвет какао,

Голубой – небесный,

ВОСПИТАТЕЛЬ:

И эту страничку, нам удалось быстро раскрасить, и наша книга будет разноцветной. Это и будет ещё одна страница волшебной книги.

А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.

(На столе оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»).

Узнай сказку по отрывку.

Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки.

Дети отгадывают.

А, теперь разгадайте загадки и подберите картинки-ответы. Это и будет ещё одна страница волшебной книги

Уплетая калачи, Как у Бабы у Яги

Ехал парень на печи. Нет совсем одной ноги,

Прокатился по деревне, Зато есть замечательный

И женился на царевне. Аппарат летательный.

Какой?

В гости к бабушке пошла, Дюймовочки жених слепой

Пироги ей понесла. Живёт все время под землёй.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Скорей бы приблизился вечер, Если сказку вы читали

И час долгожданный настал, Знаете, как дочку звали.

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

На снежных санях Королева

По зимнему небу летела.

Коснулась мальца, невзначай.

Холодным, недобрым он стал.

Все загадки мы разгадали. И все задания выполнили. Можно возвращаться и собирать книгу Василисы Прекрасной

Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в рифмовки с клубочком.

Примеры: Подушка – лягушка, квакушка, погремушка и т.д.

Кошка – мошка, плошка, картошка, окошко, поварешка, матрешка.

Подушка – лягушка, квакушка, погремушка, раскладушка, ватрушка.

Грядка – тетрадка, помадка, зарядка, перчатка, загадка, тетрадка

Цветок – лепесток, игрок, шнурок, сок, кружок.

Шутка – минутка, прибаутка, утка, побудка,

Зубки – шубки, юбки, покупки, трубки.

Боль – соль, король, пароль, тролль.

Бочка – почка, кочка, квочка,

Оса – коза, стрекоза, коса,

Яйцо – кольцо, лицо, письмецо,

Книжка – мишка, трусишка, зайчишка.

Мак – лак, табак, гамак.

Крот – рот, пароход, бутерброд.

Слон – батон, тритон, бутон.

Огурец – молодец, сорванец,

- Ребята, давайте книгу Василисы Прекрасной соберем, проиллюстрируем и все страницы по порядку разложим. Осталось только выбрать кто, чем будет заниматься. Посмотрите, какие задания ждут вас сегодня.

Дети расходятся по центрам активности:

ЦЕНТР ЛИТЕРАТУРА — подбирают буквы и составляют из них имя сказочного персонажа и подбирают картинку к тексту загадки о нём.

ЦЕНТР МАТЕМАТИКА – палочки Кюизенера д/и «Оживи сказку».

ЦЕНТР ИСКУССТВО: Рисование — дети рисуют сказочных персонажей, украшают страницы волшебной книги, аппликация — украшают какошник для Василисы Прекрасной.

Конструирование — ступа для Бабы –Яги (по схеме)

Работа в «Центрах активности»

После выполнения заданий дети собираются на ковре.

Второй сбор. (Подведение итогов).

Дети делятся впечатлениями, показывают свои работы, собирают их в одну книгу.

Воспитатель:

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Не забудьте рассказать родителям, чем мы с вами сегодня занимались. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

(Воспитатель встаёт впереди, дети — сзади «паровозиком», под музыку «уезжают» в группу).

Заключение:

Используя на своих занятиях игры с элементами ТРИЗ, мы не только учим детей решать проблемы, но и тренируем аналитическое мышление, внимание, память. Такие занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.

Используя в совместной деятельности нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека, мы учим детей выделять отличительные признаки путём сравнения. Развиваем творческое воображение, использование ТРИЗ- технологии позволяет ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Раскрепощенность мышления и способность идти до конца в!

решении поставленной задачи – суть творческой педагогики

В конце занятия подводятся итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах, по технологии «Сообщество», это происходит на втором сборе, где дети рассказывают всё, о чём сегодня узнали, демонстрируют продукты своей деятельности и обсуждают полученные результаты, обсуждают планы на будущее.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год