Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника»
Развитие речи у детей
Автор: Яговкина Елена Николаевна   
24.02.2015 16:17

Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника»Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Автор- составитель:

Яговкина Е.Н Учитель-логопед МДОУ детского сада «Колобок» пгт Юрья

Актуальность проекта

“Речь — самый простой и сложный
способ самоутверждения, потому
что пользоваться ею — серьезная
наука и немалое искусство”
(Т. П. Колодяжная).

Скачать конспект

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно — единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью как средством для передачи своих мыслей. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

В первые годы жизни речь развивается стремительными темпами, и уже к 5 годам заканчивается ее естественное становление. Именно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 годам, то это затрудняет речевое развитие на более поздних возрастных этапах. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время только 15 % детей рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70- 90% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием – от темповой задержки, нарушений звукопроизношения (дислалия, дизартрия) до моторной алалии. По данным учителей-логопедов Кировской области в настоящее время количество учащихся в начальном звене, имеющих недоразвитие звуковой стороны речи, составляют примерно 35-40% от общего количества детей с несформированностью языковых средств. Среди них учащихся количество реально неуспевающих по родному языку колеблется от 20 до 50%.

Если проанализировать мониторинг состояния развития основных сторон устной речи детей в нашем детском саду за 2006 – 2009 года, количество детей с патологическими формами звукопроизношения, бедным лексическим запасом, аграмматизмами в речи и низким уровнем развития фонематического слуха и восприятия, достигает до 60 – 70% от общего количества детей старшего дошкольного возраста. На базе нашего детского сада функционирует логопункт, который осуществляет коррекционно- педагогическую деятельность с детьми и оказывает профилактическую помощь семьям воспитанников.

Коррекционно – развивающая деятельность в детском саду включает организованные занятия с детьми (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), а также подразумевает использование элементов коррекционных заданий и упражнений в нерегламентируемой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

При проведении занятий большое внимание уделяется психическому состоянию здоровья воспитанников. Эффективно используются элементы инновационных методик: арттерапия, сказкотерапия.

Данные методики снимают напряжения, благотворно влияют на внутреннее состояние души ребенка.

Для эмоционального благополучия и стимулирования речевой деятельности детей постоянно совершенствуется и видоизменяется предметно-пространственная речевая среда. В детском саду функционирует «Центр грамотности», который подразделяется на несколько функциональных зон:

  • зона «Дерево добрых дел» — подготовительная группа.
  • зона «Паровозик знаний» — старшая группа
  • зона «Чудо-гриб» — средняя группа
  • уголок библиотеки – подготовительная группа

Каждая функциональная зона предназначена для индивидуальной и подгрупповой деятельности детей, способствующей развитию и совершенствованию устной речи дошкольников.

На протяжении нескольких лет логопед нашего детского сада использует инновационную (для ДОУ общеразвивающего вида) форму работы с педагогами и детьми – коррекционный час. В процессе проведения коррекционного часа решаются общеобразовательные задачи речевого развития воспитанников.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • лексико-грамматические игры и упражнения;
  • развитие связной, фразовой речи;
  • работа над звуковой стороной речи;
  • пальчиковые игры и упражнения.

При планировании занятий по данным направлениям составляются информационно-технологические карты, опираясь на рекомендации к.п. н. В.П. Лариной. В системе осуществляется компетентностно – ориентированный подход в работе с детьми.

Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией и преемственностью в работе логопеда и педагогов ДОУ. При проведении занятий воспитатели учитывают этап проводимой с ребенком логопедической работы, выявленный уровень развития основных сторон устной речи детей учитывается при составлении перспективного планирования. Повышая качественный уровень в развитии и совершенствовании речевой компетентности педагогов ДОУ в области логопедии, вводятся в практику детского сада новые формы работы с педагогами:

  • диалогические пары;
  • защита педагогических идей;
  • мастер – класс.

Активное внедрение новых подходов, методик и технологий в организованных формах обучения помогает стимулировать речь и культуру речевого общения детей и помогает сформировать базу для успешного овладения знаний, умений и навыков в начальном звене школы.

Но наряду с такими эффективными результатами работы по речевому развитию детей дошкольного возраста, есть еще и нерешенные проблемы, которые складываются из образовавшегося противоречия на современном этапе между реальным уровнем развития ребенка-дошкольника и требованиям общества в условиях модернизации образования.

Проблемы

  1. Недостаточная компетентность педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.
  2. Несвоевременная диагностика и коррекция речи дошкольника.
  3. Низкая мотивация семей воспитанников в проблемных вопросах развития речи дошкольника.

Теоретическое обоснование проекта

Теоретической основой работы по обучению языку, развитию речи и речевого общения в дошкольном возрасте являются результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (в настоящее время – Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования) под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой.

Концепция коммуникативно — развивающей технологии – положение Ф. А. Сохина о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве, исследования А. Г. Арушановой, С. Н. Карповой, Е. Л. Крутий, свидетельствующие о том, что возможности формирования лингвистического отношения к слову у детей дошкольного возраста гораздо выше, чем представлялось раньше.

В классической и современной лингводидактической науке уровень развития языка и речи является одним из показателей когнитивного развития ребенка, однако в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений потенциональные возможности детей не всегда используются.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Руководитель проекта: Заведующая — З. Н. Савинова

Соруководитель: старший воспитатель – Н. А. Лапухина

Рабочая группа проекта: педагогический коллектив.

Участники проекта: дети- педагоги- родители

Сроки выполнения проекта: 01. 09. 2009 г- 30. 06. 2011г.

Цель проекта: Обеспечение речевого развития дошкольника в соответствии

временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ

Задачи проекта:

  1. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.
  2. Разработать процедуру проведения комплексной педагогической диагностики раннего выявления и коррекции речи дошкольника.
  3. Активизировать мотивацию родителей в поддержке деятельности дошкольного учреждения по формированию и развитию речи детей.

Планируемый результат:

  • Сформирована теоретическая и технологическая готовность педагогов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
  • Положительная динамика в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
  • Активная позиция семей воспитанников в становлении и развитии речи детей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год