Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника»
Развитие речи у детей
Автор: Яговкина Елена Николаевна   
24.02.2015 16:17

Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника»Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Автор- составитель:

Яговкина Е.Н Учитель-логопед МДОУ детского сада «Колобок» пгт Юрья

Актуальность проекта

“Речь — самый простой и сложный
способ самоутверждения, потому
что пользоваться ею — серьезная
наука и немалое искусство”
(Т. П. Колодяжная).

Скачать конспект

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно — единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью как средством для передачи своих мыслей. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

В первые годы жизни речь развивается стремительными темпами, и уже к 5 годам заканчивается ее естественное становление. Именно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 годам, то это затрудняет речевое развитие на более поздних возрастных этапах. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время только 15 % детей рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70- 90% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием – от темповой задержки, нарушений звукопроизношения (дислалия, дизартрия) до моторной алалии. По данным учителей-логопедов Кировской области в настоящее время количество учащихся в начальном звене, имеющих недоразвитие звуковой стороны речи, составляют примерно 35-40% от общего количества детей с несформированностью языковых средств. Среди них учащихся количество реально неуспевающих по родному языку колеблется от 20 до 50%.

Если проанализировать мониторинг состояния развития основных сторон устной речи детей в нашем детском саду за 2006 – 2009 года, количество детей с патологическими формами звукопроизношения, бедным лексическим запасом, аграмматизмами в речи и низким уровнем развития фонематического слуха и восприятия, достигает до 60 – 70% от общего количества детей старшего дошкольного возраста. На базе нашего детского сада функционирует логопункт, который осуществляет коррекционно- педагогическую деятельность с детьми и оказывает профилактическую помощь семьям воспитанников.

Коррекционно – развивающая деятельность в детском саду включает организованные занятия с детьми (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), а также подразумевает использование элементов коррекционных заданий и упражнений в нерегламентируемой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

При проведении занятий большое внимание уделяется психическому состоянию здоровья воспитанников. Эффективно используются элементы инновационных методик: арттерапия, сказкотерапия.

Данные методики снимают напряжения, благотворно влияют на внутреннее состояние души ребенка.

Для эмоционального благополучия и стимулирования речевой деятельности детей постоянно совершенствуется и видоизменяется предметно-пространственная речевая среда. В детском саду функционирует «Центр грамотности», который подразделяется на несколько функциональных зон:

  • зона «Дерево добрых дел» — подготовительная группа.
  • зона «Паровозик знаний» — старшая группа
  • зона «Чудо-гриб» — средняя группа
  • уголок библиотеки – подготовительная группа

Каждая функциональная зона предназначена для индивидуальной и подгрупповой деятельности детей, способствующей развитию и совершенствованию устной речи дошкольников.

На протяжении нескольких лет логопед нашего детского сада использует инновационную (для ДОУ общеразвивающего вида) форму работы с педагогами и детьми – коррекционный час. В процессе проведения коррекционного часа решаются общеобразовательные задачи речевого развития воспитанников.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • лексико-грамматические игры и упражнения;
  • развитие связной, фразовой речи;
  • работа над звуковой стороной речи;
  • пальчиковые игры и упражнения.

При планировании занятий по данным направлениям составляются информационно-технологические карты, опираясь на рекомендации к.п. н. В.П. Лариной. В системе осуществляется компетентностно – ориентированный подход в работе с детьми.

Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией и преемственностью в работе логопеда и педагогов ДОУ. При проведении занятий воспитатели учитывают этап проводимой с ребенком логопедической работы, выявленный уровень развития основных сторон устной речи детей учитывается при составлении перспективного планирования. Повышая качественный уровень в развитии и совершенствовании речевой компетентности педагогов ДОУ в области логопедии, вводятся в практику детского сада новые формы работы с педагогами:

  • диалогические пары;
  • защита педагогических идей;
  • мастер – класс.

Активное внедрение новых подходов, методик и технологий в организованных формах обучения помогает стимулировать речь и культуру речевого общения детей и помогает сформировать базу для успешного овладения знаний, умений и навыков в начальном звене школы.

Но наряду с такими эффективными результатами работы по речевому развитию детей дошкольного возраста, есть еще и нерешенные проблемы, которые складываются из образовавшегося противоречия на современном этапе между реальным уровнем развития ребенка-дошкольника и требованиям общества в условиях модернизации образования.

Проблемы

  1. Недостаточная компетентность педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.
  2. Несвоевременная диагностика и коррекция речи дошкольника.
  3. Низкая мотивация семей воспитанников в проблемных вопросах развития речи дошкольника.

Теоретическое обоснование проекта

Теоретической основой работы по обучению языку, развитию речи и речевого общения в дошкольном возрасте являются результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (в настоящее время – Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования) под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой.

Концепция коммуникативно — развивающей технологии – положение Ф. А. Сохина о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве, исследования А. Г. Арушановой, С. Н. Карповой, Е. Л. Крутий, свидетельствующие о том, что возможности формирования лингвистического отношения к слову у детей дошкольного возраста гораздо выше, чем представлялось раньше.

В классической и современной лингводидактической науке уровень развития языка и речи является одним из показателей когнитивного развития ребенка, однако в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений потенциональные возможности детей не всегда используются.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Руководитель проекта: Заведующая — З. Н. Савинова

Соруководитель: старший воспитатель – Н. А. Лапухина

Рабочая группа проекта: педагогический коллектив.

Участники проекта: дети- педагоги- родители

Сроки выполнения проекта: 01. 09. 2009 г- 30. 06. 2011г.

Цель проекта: Обеспечение речевого развития дошкольника в соответствии

временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ

Задачи проекта:

  1. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста.
  2. Разработать процедуру проведения комплексной педагогической диагностики раннего выявления и коррекции речи дошкольника.
  3. Активизировать мотивацию родителей в поддержке деятельности дошкольного учреждения по формированию и развитию речи детей.

Планируемый результат:

  • Сформирована теоретическая и технологическая готовность педагогов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
  • Положительная динамика в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
  • Активная позиция семей воспитанников в становлении и развитии речи детей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (121) выйдет
1 декабря 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год