Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Перспективное планирование "Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста"
Развитие речи у детей
Автор: Кроль Надежда Ивановна   
10.02.2015 20:44

Перспективное планирование Дидактические игры в развитии речи детей раннего возрастаПерспективное планирование "Дидактические игры в развитии речи детей раннего возраста"
                          Пояснительная записка
Дидактические игры по развитию речи решают следующие задачи:
стимулируют речевую активность детей, активизируют  и расширяют словарный запас, формируют  умение внимательно вслушиваться в речь взрослых и правильно выполнять простые речевые инструкции; формируют умение подражать жестам и речи взрослого, развивают зрительное и слуховое внимание и память; развивают  мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, ориентировку в пространстве. А также,  в процессе игр дети развивают фонематическое восприятие, физиологическое и речевое дыхание.
Занятия по развитию речи  проводятся  с нашими воспитанниками по подгруппам и индивидуально.
Перспективное планирование составлено мною  на основе следующих источников:

Скачать конспект
1.    Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка,  разработана и подготовлена МЗ СССР, согласована с управлением дошкольного воспитания МП СССР, 1987г.
2.    ПРОГРАММА воспитания и обучения в детском саду.
                             Под редакцией М.А. Васильевой,  В.В. Гербовой, Т.С, Комаровой.
            Москва. Мозаика – Синтез  2005.
 
3.    Л.А. Парамонова  Развивающие занятия с детьми 2-3 лет.
      2-е изд. – М.: ОЛМА  2013
4.    Карпухина Н.А.   Конспекты занятий в первой младшей группе детского    сада. Воронеж.  2008.
5.    Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Москва. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2006
6.    Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Издательство «Учитель» Воронеж 2007.
7.    Рузская А.Г. Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. Москва 2007

Сентябрь
1. Д. Игра «Мохнатенькая усатенькая»
Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Обогащать словарь детей образными словами (мохнатенькая, усатенькая). Развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: Корзинка, салфетка, игрушка кошка.
2. Д. Игра «Ходит по двору петушок»
Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Активизировать глаголы, инициативные высказывания детей. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудования: игрушка-петушок, расписной платок.
3. Д. Игра «Ты, собачка, не лай»
Цель: Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь понимаемых глаголов и существительных, обозначающих часть тела. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Создавать условия для инициативных высказываний.
Оборудование: игрушки: собачки, утки, тазик с водой.
4. Д. игра «Рано-рано по утру»
Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Поощрять звука подражания, инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: игрушки: дудочка, корова.
5. Д.игра «Повторялки»  
Цель: развивать фонематический слух и четкость произношения, стимулировать словотворчество.

Октябрь

1. Д. Игра «Летают листья, кружатся»
Цель: Вызывать у детей положительные эмоции при чтении потешек. Учить соотносить слово и выразительные движения, условные действия, инициативные высказывания. Побуждать вступать в игровое взаимодействие со сверстниками.
Оборудование: осенняя ветка, зонтик, разноцветные листья.
2. Д. Игра «Еду, еду на лошадке»
Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Стимулировать инициативные высказывания. Вызывать подражание речи взрослого. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: игрушка лошадка-качалка, красная шапка.
3. Д. Игра «Чики-чики-чикалочки»
Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Произносить звукоподражание, произносить потешки вслед за взрослым. Стимулировать инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: кукла мальчик, палочка-лошадка.
4. Д. Игра «Живет в норке, грызет корки»
Цель: Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения; подражать речи взрослых. В звукоподражаниях развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: игрушки мышки (3-4 мышки расставляют на видных местах в группе), корзиночка, салфетка.
5. Д.игра «Чудесный мешочек»
Цель: побуждать самостоятельно называть предметы и их свойства, способствовать расширению словарного запаса.
Оборудование: яркий мешочек, различные предметы.
Ноябрь
1. Д. Игра «Я козочка Ме-ке-ке»
Цель: Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь детей наименований частей тела. Соотносить слово и выразительные движения. Воспитывать интерес к народным потешкам. развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: игрушка коза.
2. Д. Игра «Кто душистый любит мед»
Цель: Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь детей наименованиями, обозначающими части тела. Учить соотносить слово и выразительное движение. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей в процессе звукоподражаний.
Оборудование: игрушка мишка.
3. Д. Игра «Спать пора»
Цель: Вовлекать детей в общение. Стимулировать непроизвольные инициативные высказывания. Активизировать слова, обозначающие животных и части тела. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: игрушки: мишка, слон, бычок, кроватки.
4. Д. Игра «Курочка Рябушечка»
Цель: Побуждать детей совместно разыгрывать игровые сценки. Ориентироваться на слова взрослого и действия сверстников. Сопровождать слово выразительными движениями. Закреплять знания наименований тела. Развивать речевой слух, упражняться в произнесении гласных звуков в звукоподражательных словах.
Оборудование: Корзинка, салфетка, игрушка курица (пестрая)
5.Д.игра «Побродим по лужам»
Цель: расширять словарный запас, развивать речевое дыхание.
Оборудование: картинка с изображением дождя.
Декабрь
1. Д. Игра «Уж ты, котя-коток»
Цель: Вовлекать детей в диалог, побуждать использовать слова обозначающие части тела, соотносить выразительные движения со словами. В процессе звукоподражания уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Стимулировать инициативные высказывания детей.
Оборудование: Кукла Маша, кот, кроватка для куклы.
2. Д. Игра «У лесного родничка пили воду два бычка»
Цель: Побуждать вступать детей в парное взаимодействие со сверстниками. Ориентироваться друг на друга. Развивать понимание речи. Учить детей соотносить слово и выразительное движение. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: игрушки: дудочка, корова, теленок.
3. Д. Игра «Холодно»
Цель: Вовлекать детей в диалог. Поощрять инициативные высказывания. Активизировать слова обозначающие предметы одежды. Побуждать сопровождать речь условными выразительными действиями. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков в связной речи. Развивать речевое дыхание.
Оборудование: Кукла в зимней одежде. Варежка. Игрушка (кошка).
4. Д. Игра «Есть в лесу под елкой хата»
Цель: Воспитывать интерес детей к поэтическому слову. Побуждать к инициативным высказываниям. Вовлекать в общий разговор. Учить самостоятельно строить высказывания в повелительном наклонении. Уточнять правильное произнесение гласных и простых согласных звуков. Развивать артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: Украшенная елочка. Под елкой «снег». Игрушки: медвежонок и медведица.
5. Д.игра «Тихо-громко»
Цель: развивать голосовой аппарат, отрабатывать навык тихого и громкого проговаривания отдельных слов.
Оборудование: игрушка Мишка, мешочек с колокольчиками.

Январь
1. Д. Игра «Маленькой елочке холодно зимой»
Цель: Вовлекать детей в диалог. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Закреплять наименование животных. Обогащать словарь глаголами, образованными от звукоподражания. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков. Стимулировать инициативные высказывания детей. Развивать чувство языка.
Оборудование: Нарядная елочка. Игрушки: собачка, кот, курочка, мышка, чашка.
2. Д. Игра «Баранки, калачи, с пылу, с жару из печи»
Цель: Развивать восприятие и понимание речи. Вовлекать детей в диалог и игровое взаимодействие. Обогащать словарь прилагательными, глаголами. Соотносить слово и выразительные движения. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков в связной речи.
Оборудование: Баранки, калачи (из солёного теста). Игрушки: кукла и собачка.
3. Д. Игра «Шла лисичка по мосту»
Цель: Вовлекать детей в диалог, развивать восприятие и понимание речи. Активизировать глаголы, наименование животных. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: Игрушки: лиса с вязанкой прутиков, медведь, еж, кот, кукла-мальчик, платок
4. Д. Игра «Заинька, попляши»
Цель: Развивать мотивационную основу речевой деятельности. Формировать умение подражать движениям и звукам, обобщенные представления, учить называть действия, соотносить слова и предметы, явления, действия, употреблять повелительные наклонения глаголов, способствовать правильному произношению звука (а).
Оборудование: большая игрушка заяц.
5. Д.игра «Где моя мама»?
Цель: побуждать детей соотносить названия детенышей  животных с названием самих животных и закрепить это в их речевой продукции (кошка-котенок, заяц-зайчонок).
Оборудование: фигурки животных для настольного театра.
Февраль
1. Д. Игра «Мчится поезд»
Цель: Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь точными наименованиями предметов, частей предметов, действий. Активизировать словарь наименованиями животных. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат.
Оборудование: Игрушки: поезд, мишка, заяц, лиса, белка.
2. Д. Игра «Диди-лада-ладушки»
Цель: Вовлекать детей в диалог. Активизировать словарь наименованиями предметов одежды и посуды. Соотносить слова с условными действиями. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: Игрушки: две куклы (мальчик, девочка), посуда: тарелка, кастрюля, сковородка, половник. Платок.
3. Д. Игра «Вечерняя песенка»
Цель: Вовлекать детей в диалог. Побуждать отвечать на вопросы, высказать пожелания. Обогащать речь детей образными словами и выражениями. Учить соотносить слова и выразительные движения. В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Игрушки: кукла -  мальчик, кровать с одеялом, еж, белка, медведь, волк, серебряная мишура, вырезанное из бумаги дерево величиной с ежика.
4. Д. Игра «Поиграем»
Цель: Учить вести диалог. Активизировать словарь наименований игрушек, деталей предметов, глаголов. Подводить к описанию предметов. В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: игрушки: лошадка, машина, пароход, самолет (две куклы, мальчик, девочка).
5. Д.игра «На чем дети катаются»
Цель: развивать у детей навыки фразовой речи.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки

Март

1. Д. Игра «Мама дорогая крепко любит нас»
Цель: Активизировать словарь наименований овощей, предметов одежды, отвечать на вопросы. Соотносить слово и выразительные выражения. В процессе звукоподражания развивать артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: Кукла мама и кукла дочка. Игрушечная мебель (по усмотрению воспитателя). Кастрюля, миска с овощами.
2. Д. Игра «Нос умойся»
Цель: Уточнить представления детей об умывальных принадлежностях. Побуждать детей к общению со взрослыми. Активизировать глаголы. Соотносить глагол и выразительные выражения.
Оборудование: Игрушка мишка. Корзинка с предметами: мыло, губка, расческа. Посуда: кастрюля, сковородка, половник.
3. Д. Игра «Что за зверушка – зеленая квакушка?»
Цель: Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь детей точными наименованиями, определениями, глаголами. Подводить к составлению текстов описаний. Побуждать высказываться как о том, что видишь (ситуативная речь), так и не опираясь на ситуацию (вне ситуативная). В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Тазик с водой, игрушки лягушки 2 штуки, мягкие игрушки - лягушка, медведь, зеленый платок (для «кочки»).
4. Д. Игра «Птичий двор»
Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, учить вести диалог, отвечать на вопросы взрослого. Подводить детей к составлению коротких текстов (вместе со взрослыми). Закреплять произношение гласных и простых согласных.
Оборудование: Тазик с водой. Игрушки: 2 утки, петух, курица.
Апрель
1. Д. Игра «Наши гуси у пруда»
Цель: Развивать вне ситуативного общения. Побуждать отвечать на вопросы. Обогащать словарь детей глаголами, прилагательными. Подводить к отгадыванию загадок; к составлению совместно с воспитателем короткого текста. В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Тазик с водой. Игрушки: гусь, утка, курица, петух.
2. Д. Игра «Дождик песенку поет»
Цель: Обобщать в слове представления детей о весне. Обогащать словарь образными словами. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Игрушки: воробьи, голуби, щенок, синий платок. Солнышко (желтый круг с лучиками на палочке), серебряный дождь.
3. Д. Игра «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок»
Цель: Побуждать детей подговаривать строки стихотворения, закреплять слова – наименования частей тела, побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие, отвечать на вопросы. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: корзинка, салфетка, мыло, губка, тазик, зонт, серебряный дождь. Игрушки: свинья и поросенок.
4. Д. Игра «Длинное ухо и клубок - колючий бок»
Цель:  Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие. Учить самостоятельно строить высказывание из одной двух фраз. Подводить к освоению простых способов словообразования, включаться игровыми действиями в ролевой диалог, который ведется от имени игрушек. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Игрушки: машина, зайчиха с зайчонком, еж, ежиха, ежонок, яблоко.
5. Д.игра «Погляди и найди»
Цель: развивать навыки фразовой речи
Оборудование: предметы труда (ножницы, грабли, лопатка, лейка)
Май
1. Д. Игра «Дорожка у дома»
Цель: Формировать умение вести диалог, добавлять отдельные слова. Обогащать словарь детей словами, связанными с движениями транспорта. Словами- обозначениями деталей машины, наименованиями животных. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Игрушки: машина, ежик, заяц, свинья, обезьяна. Детали строительного материала: веревки для обозначения «дороги».
2. Д. Игра «Мой мишка»
Цель: Учить отвечать на вопросы, развивать артикуляционный аппарат детей, речевое дыхание. Соотносить слово и выразительные движения. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Игрушки: кукла; медвежонок, одетый в рубашку и штанишки; кастрюля, ложка, салфетка, конфета.
3. Д. Игра «Лека, лейка, воды не жалей-ка»
Цель: Активизировать диалогическую речь у детей, побуждать самостоятельно строить высказывания из одной двух фраз, описывая предметы, обогащать словарь названиями овощей и их качеств. Подводить к усвоению обобщающего наименованию «овощи» уточнять произношение гласный и простых согласный звуков.
Оборудование: Лейка, корзина, салфетка, платок зеленого цвета, веревка. Муляжи овощей: морковь, лук, помидор, огурец.
4. Д. Игра «Топ, топ, топотушки»
Цель: Учить называть предметы и действия. Формировать имитативные способности, обобщенные представления, названия предметов, животных. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Игрушки животных (заяц, ежик, птичка, собака, кот, мышка, козочка, утка, черепаха.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год