Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Гузелия Ваккасовна Волкова   
30.07.2014 15:22

Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»Волкова Гузелия Ваккасовна

«Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Львов)

Связная речь:
это такая речь, которая связывает между собой все предметы и явления, и которая может быть понятной для окружающих. Если речь не связана определенными мыслями, высказываниями подлежащего толка, значит, такая речь не является подлинно связной и, по-видимому, имеет на то свои причины (отставание в психомоторном развитии или дефект речевого воспроизведения). В связной речи, для того чтобы она была понятна окружающим, учитывается, определенная ситуация, т. е. та ситуация, о которой идет речь. Связная речь – это также определенная последов!
ательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами.
характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Связная речь служит средством коммуникации на более высоком уровне, чем просто предложение, она показывает все достигнутые ребенком в данном возрасте успехи в овладении особенностями родного языка, звукопроизношением, словарным запасом, построением грамматического строя. Формирование связной речи начинается очень рано. Устная связная речь складывается из двух умений: говорить – экспрессивная речь; понимать речь других людей – импрессивная речь.
Разновидности связной речи:
1) просодика – сложный комплекс элементов речи, который включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп речи, тембр голоса, постановку логического ударения, экспрессию и эмоции;
2) интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления при выдыхании голоса, темпа, артикуляции при произношении звуков, особенно гласных;
3) мелодика речи – совокупность тональных средств, которые характерны для данного языка; модуляция высоты тона при произношении фразы;
4) ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием;
5) темп речи – это временная скорость протекания речи, возможное ускорение или укорочение, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
6) тембр голоса – окраска, качество звука;
7) логическое ударение – интонационное средство выделение какого-либо слова в предложении; при этом слова произносятся членораздельно, длительно, громко. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников. Выразительность является важным качеством речи. Развитие выразительности речи имеет своеобразный и длинный путь.

Развитие связной речи включает:
• словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);
• формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);
• воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).
• Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая
• Диалогическая речь – это первая школа связной монологической речи и всего речевого развития у детей.
• Развивая связную речь, ребенок постепенно овладевает родным языком, словарным запасом, фонематическим слухом и навыками произношения звуков, грамматическим строем, правилами синтаксиса и смысловой речью.
• Грамматический и лексический строй речи закладывается уже с 1,5 лет и заканчивается примерно к 7 годам. В школьном возрасте эти приобретенные навыки совершенствуются за счет письменной речи. Связная речь, естественно, зависит от воспитания и обучения близких ему людей, от их культуры, национальных особенностей; также она зависит от практического ее применения.
• В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения.
• Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.
• Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.


Требования к речи воспитателя.

Воспитатель должен:
• Правильно произносить все звуки родного языка, устранять
имеющиеся дефекты речи.
• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.
• Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
• Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).
• Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
• Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Критерии профессионального мастерства педагога.
• Культура речи воспитателя.
• Точность и ясность выражения мыслей.
• Образность речи.
• Эмоциональность и интонационная выразительность речи.
• Доступность речи для детей по форме и содержанию.
• Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов.
• Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

В ходе развития связной речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка:
• 1) фонетикой (система звуков речи);
• 2) лексикой (система словарного запаса);
• 3) семантикой (система значений, начиная со значений отдельных слов);
• 4) синтаксисом (система сочетания слов, обозначающих определенную мысль);
• 5) прагматикой (система социальных правил, предписывающих, что, как, когда и кому следует говорить).

Показатели развития связной речи
(по методике диагностирования О.С. Ушаковой)

Младший дошкольный возраст
• Умение пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее содержанием;
• Умение составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослыми;
• Умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества действия, высказывая свою оценку.
• Умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Старший дошкольный возраст.
• В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
• Умение составлять описание, повествование и рассуждение .
• Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год