Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Гузелия Ваккасовна Волкова   
30.07.2014 15:22

Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»Волкова Гузелия Ваккасовна

«Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Львов)

Связная речь:
это такая речь, которая связывает между собой все предметы и явления, и которая может быть понятной для окружающих. Если речь не связана определенными мыслями, высказываниями подлежащего толка, значит, такая речь не является подлинно связной и, по-видимому, имеет на то свои причины (отставание в психомоторном развитии или дефект речевого воспроизведения). В связной речи, для того чтобы она была понятна окружающим, учитывается, определенная ситуация, т. е. та ситуация, о которой идет речь. Связная речь – это также определенная последов!
ательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами.
характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Связная речь служит средством коммуникации на более высоком уровне, чем просто предложение, она показывает все достигнутые ребенком в данном возрасте успехи в овладении особенностями родного языка, звукопроизношением, словарным запасом, построением грамматического строя. Формирование связной речи начинается очень рано. Устная связная речь складывается из двух умений: говорить – экспрессивная речь; понимать речь других людей – импрессивная речь.
Разновидности связной речи:
1) просодика – сложный комплекс элементов речи, который включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп речи, тембр голоса, постановку логического ударения, экспрессию и эмоции;
2) интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления при выдыхании голоса, темпа, артикуляции при произношении звуков, особенно гласных;
3) мелодика речи – совокупность тональных средств, которые характерны для данного языка; модуляция высоты тона при произношении фразы;
4) ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием;
5) темп речи – это временная скорость протекания речи, возможное ускорение или укорочение, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
6) тембр голоса – окраска, качество звука;
7) логическое ударение – интонационное средство выделение какого-либо слова в предложении; при этом слова произносятся членораздельно, длительно, громко. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников. Выразительность является важным качеством речи. Развитие выразительности речи имеет своеобразный и длинный путь.

Развитие связной речи включает:
• словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);
• формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);
• воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).
• Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая
• Диалогическая речь – это первая школа связной монологической речи и всего речевого развития у детей.
• Развивая связную речь, ребенок постепенно овладевает родным языком, словарным запасом, фонематическим слухом и навыками произношения звуков, грамматическим строем, правилами синтаксиса и смысловой речью.
• Грамматический и лексический строй речи закладывается уже с 1,5 лет и заканчивается примерно к 7 годам. В школьном возрасте эти приобретенные навыки совершенствуются за счет письменной речи. Связная речь, естественно, зависит от воспитания и обучения близких ему людей, от их культуры, национальных особенностей; также она зависит от практического ее применения.
• В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения.
• Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.
• Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.


Требования к речи воспитателя.

Воспитатель должен:
• Правильно произносить все звуки родного языка, устранять
имеющиеся дефекты речи.
• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.
• Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
• Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).
• Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
• Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Критерии профессионального мастерства педагога.
• Культура речи воспитателя.
• Точность и ясность выражения мыслей.
• Образность речи.
• Эмоциональность и интонационная выразительность речи.
• Доступность речи для детей по форме и содержанию.
• Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов.
• Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

В ходе развития связной речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка:
• 1) фонетикой (система звуков речи);
• 2) лексикой (система словарного запаса);
• 3) семантикой (система значений, начиная со значений отдельных слов);
• 4) синтаксисом (система сочетания слов, обозначающих определенную мысль);
• 5) прагматикой (система социальных правил, предписывающих, что, как, когда и кому следует говорить).

Показатели развития связной речи
(по методике диагностирования О.С. Ушаковой)

Младший дошкольный возраст
• Умение пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее содержанием;
• Умение составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослыми;
• Умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества действия, высказывая свою оценку.
• Умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Старший дошкольный возраст.
• В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
• Умение составлять описание, повествование и рассуждение .
• Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год