Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА
Развитие речи у детей
Автор: Иванова Виктория Викторовна   
15.03.2022 20:34

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВАФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ СЛОВА

Иванова В.В.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен обеспечить развитие личности в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования детей (образовательные области), среди которых есть социально-коммуникативное и речевое развитие. С учетом ФГОС ДО образовательные области посвящены не столько традиционному развитию речи детей дошкольного возраста, сколько развитию общения, в том числе и речевого. Развитие словаря дошкольников, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, а также развитие связной речи являются средствами развития навыков общения, конструктивных способов взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Бедный словарь ребенка отрицательно влияет на коммуникативные процессы, обедняет коммуникативные связи. Неумение что-либо объяснить, доказать, выразить какую-нибудь мысль делает речь ребенка косноязычной и малопонятной для окружающих. Так зарождаются многочисленные личностные комплексы, отрицательно влияющие на всю последующую жизнь человека.

 

Наша работа по формированию у детей понимания смысловой стороны слова связана с исследованиями, разработанными под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Мы разделяем точку зрения ученых, что работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевой работы с детьми. Особенностью словарной работы является то, что она по существу связана со всеми видами деятельности дошкольника. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, у детей формируются и уточняются знания и представления. Связь обогащения словаря с познавательным развитием является важным, но далеко не единственным условием развития. В работе над словарем детей мы ставим задачу по расширению, увеличению запаса слов, но и задачу по формированию правильного понимания их смысла (значения) и точного в смысловом отношении употребления. Раскрытие смыслового богатства слов (особенно многозначных) способствует расширению словаря за счет понимания других значений уже известного слова. Именно правильное понимание смысла слов способствует развитию точности словоупотребления, совершенствованию речевого общения детей; во многом определяет в дальнейшем культуру речи.

Для формирования у детей понимания смысловой стороны слова эффективно используем задания в форме лексических упражнений для детей старших и подготовительных к школе групп.

  1. Составление предложений с многозначными словами.
  2. Составление предложений со словами синонимического ряда (большой – огромный – громадный; крошечный – маленький – малюсенький).
  3. Подбор синонимов. Это лексическое упражнение развивает умение выбирать наиболее подходящее слово к заданному; вдумываться в смысл употребляемых слов и правильно их сочетать; понимать разные значения многозначного слова.
  4. Подбор антонимов. Лексическое упражнение учит сопоставлять предметы и явления окружающего мира: по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т.п.
  5. Речевые ситуации. Лексическое упражнение помогает детям подбирать синонимы и антонимы, находить адекватные слова к определенным речевым ситуациям.
  6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу. Лексическое упражнение совершенствует умение формировать точность словоупотребления; учит осознавать смысловые отношения между словами; повышает требования к произвольности речи.
  7. Определение значения слова при ответе на вопросы «Что такое...?», «Что значит...?».
  8. Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.

Заданий и упражнений на активизацию словаря, разнообразных грамматических форм в методической литературе содержится много.

Приведем в качестве примера наиболее используемые в нашей работе.

  • «Кто назовет больше качеств?»: «Арбуз. Он...» ( «Большой, темно-зеленый со светло-зелеными полосами, сочный, с розовой или ярко-красной мякотью» и т.п.).
  • «Как сказать иначе?»: «Снег идет. Снег...» ( «Падает, летит, кружится»); «Месяц зашел за тучку. Месяц...» ( «Закатился, спрятался за тучку»).
  • «Чем похожи (не похожи) предметы?» ( «Это флаконы из-под духов, они сделаны из синего стекла. Они разной формы, у них разные пробки» и т.п.).
  • «Не так?»: «Судак – зверь, а енот – рыба?», «Клубника – дерево, береза – куст, сирень – ягода?» ( «Действительно, не так. Вовсе не так. Конечно, не так. Ну как же может быть так, если это путаница» и т.п.).
  • «Назови приметы»: «Весна...» ( «Сосульки, лужи, проталины, новая травка, цветы мать-и-мачехи» и т.п.).
  • «Чем похожи слова?» ( «Соловушка, калинушка, сиротинушка; прибежал, прилетел, примчался; книга – книжица – книжная»).

При организации образовательной деятельности в течение дня следим, чтобы их высказывания были содержательными и понятными, а слова – точными и разнообразными.

Используем разнообразный стихотворный материал, авторские сказки, которые могут служить хорошим источником для изучения многозначности слов. Все это обогащает речь ребенка, делает ее более конкретной, понятной, образной. Тексты стихотворных упражнений и сказок читаем многократно, так как они не наскучили детям. Это позволяет закреплять приобретенные знания и умения ребят. Использовать материал можно не только на занятиях, но и в повседневной деятельности, для вечернего чтения.

Одним из условий эффективности работы над данной проблемой является активное вовлечение семей в образовательную деятельность. Даём советы родителям. Например:

- Помогите ребёнку с помощью наглядного материала увидеть общее в значении многозначных слов: «Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребёнка, ручка зонта, ручка кастрюли; иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа и др.».

- Помогите ребёнку объяснить значение словосочетаний, построить предложения, используя эти словосочетания: «Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет; золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер»; «Ударил гром, ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.».

Сочетание различных приемов в работе над пониманием смысловой стороны слова способствует повышению эффективности словарной работы, совершенствованию связной монологической речи.

Проведенная работа дала положительный результат: уровень понимания смыслового значения слов и правильное употребление их в речи в нашей группе значительно повысились, воспитанники более грамотно и красиво выражают свои мысли, высказывания их стали связными, полными по объему. Речь детей стала плавной, ясной, доступной слушателям, что доказывает и эффективность примененной методики.

Литература

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников. – М.: Астель, 2006. – 317 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Детский мир, 2005. – 195 с.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Программа и методические рекомендации для работы с детьми. – М.: Академия, 2007. – 128 с.
  4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Владос, 2006. – 367 с.
  5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год