Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно-игровой досуг в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет «Мы и наши права»
Правовая информация
Автор: Семенова Ирина Владимировна   
20.01.2022 16:10

Познавательно-игровой досуг в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет «Мы и наши права»Познавательно-игровой досуг в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет «Мы и наши права»

Автор: воспитатель Семенова Ирина Владимировна, МБДОУ «Детский сад «Изумрудный город» город Тамбов

Цель:

познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы.

Задачи:

  • дать знания о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, на жильё, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг
  • формирование умения подбирать ласкательные имена к своим именам
  • обогатить словарь детей словами "конвенция", "право"
  • расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт
  • научить понимать ценность своей личности.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок К. И. Чуковского «Айболит», В. Н. Катаев «Цветик – Семицветик», русская народная сказка «Лиса и заяц», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка».
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Беседы с родителями: как объяснить ребенку смысл статей "Конвенции по защите прав ребенка".

Демонстрационный материал: конвенция о правах ребенка (в картинках).

Оборудование:

проектор для показа слайдов, мягкие игрушки (семья), чемодан (свидетельство о рождении, сердечко, аптечка, портфель со школьными принадлежностями), предметы для уборки: веревка и прищепки, мячики 2 цветов по 10 штук и 2 корзины).

Ход занятия:

Дети, у меня в руках волшебная шкатулка, в ней самое ценное сокровище на нашей планете Земля. Кто из вас хочет увидеть его?

Хотите заглянуть в шкатулку? Но не рассказывайте кого или что вы там увидели, пока все самые смелые не заглянут на дно шкатулки.

(дети по очереди заглядывают в шкатулку)

-Что вы увидели в волшебной шкатулке? (ответы детей)

-Ребята, в волшебной шкатулке вы увидели самое ценное сокровище – себя, человека. Каждый из вас – личность, со своим характером, привычками, и именно такого человека как вы, больше на Земле нет и не будет. А людей на Земле живёт очень много, все они разные. Ребята, как вы думаете, чтобы жить на земле мирно, счастливо, что должен делать каждый человек?

- Чтобы люди жили счастливо, нужно соблюдать права, правила поведения в обществе и обязанности. И у вас, ребята, как и у каждого человека на земле, есть свои обязанности, например, соблюдать правила гигиены, убирать игрушки, а также у вас есть и права. Кто ни будь из вас знает какие у вас есть права? Сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми правами ребёнка. Согласны?

Воспитатель: (держит в руках Конвенцию)

У нас сегодня встреча не простая,

Мы с вами эту книгу полистаем.

Едва страницу первую откроем,

Увидите вы сказочных героев,

Смотрите зорче, и тогда у них

Вы о правах узнаете своих.

Ведь о правах не зря идет молва,

Хоть ты и мал, есть у тебя права!

Ребенок:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей.

- А что же такое право?

Право — это охраняемая, государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

- В каком документе записаны права детей? ( «Конвенция о правах ребенка»)

Воспитатель: Ребята, у меня есть какой — то документ ( «Свидетельство о рождении»)

- Что это за документ?

- О каком праве говорит этот документ?

Воспитатель: Это свидетельство о рождении

Ребенок:

Вовочки и Леночки,

Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются

Девчонки и мальчишки.

Пользуются с первых дней

Правами своими,

Ведь с пелёнок человек

Получает имя.

- Первый документ каждого человека. Выдается он сразу после рождения.

Воспитатель: Первое право, какое есть у каждого ребенка и человека, это право на фамилию, имя, отчество. Именно в этом документе они написаны: имя, фамилия, отчество.

Ребенок:

Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

- Я вам предлагаю поиграть.

Речевая игра «Клубок знакомств».

Воспитатель: Я буду каждому из вас давать этот клубок, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”

- Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.

  • А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
  • Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
  • Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
  • А какое право нарушил волк? (Ответы детей)

Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого. Право на жизнь.

Воспитатель: В моем волшебном сундучке спрятан еще один сюрприз (достаю сердечко).

- Какое право детей может обозначать сердце? (Право на семью, любовь и заботу родителей).

- Родители несут по закону ответственность за ребенка, заботятся о нем. — Как взрослые заботятся о детях? (Ответы).

Конечно, дети тоже проявляют любовь, могут проявить ее через поступки, уважение и ласковые слова.

Ребенок:

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «Назови родственников»

, я мама, а ты мне кто?

, я папа, а ты мне кто?

, я брат, а ты мне кто?

, я сестра, а ты мне кто?

, я бабушка, а ты мне кто?

, я дедушка, а ты мне кто?

, я внучка, а ты мне кто?

, я внук, а ты мне кто?

Воспитатель: -Молодцы, хорошо.

Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова

БАБУШКА-

ДЕДУШКА-

СЫН-

МАМА-

ДОЧЬ-

БРАТ-

СЕСТРА-

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека.

Воспитатель: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких.

Воспитатель: (изображение Маугли).

Какое право нарушено здесь? (ответы детей). Правильно, это право ребенка на жизнь в семье с родителями. А как бы вам жилось без родителей? Хорошо или плохо? (ответы детей). Смотрите, в конверте еще что-то есть. (воспитатель достает карточки с изображением животных и их детенышей). Не только человеческие дети должны жить с родителями, но и звери должны жить в своей семье. Давайте им поможем.

Игра «Соедини семью»

Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости

Иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.

Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.

Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.

Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).

Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!

Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей). Каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.

Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.

Воспитатель..

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нём.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

Воспитатель: — Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)

Это сказка У.Диснея “Три поросёнка”

Воспитатель: — Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).

Воспитатель: В Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. А как вы понимаете слово неприкосновенность?

Ответы детей: никто без разрешения не должен туда входить, не должен его ломать и …

Игра «Строим дом»

Воспитатель: Сундучок приготовил что – то еще (достаю аптечку). Какому праву эти предметы дают подсказку? (Право на медицинское обслуживание, охрану здоровья).

- Здоровье – главная ценность человека. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов)

На экране картинка Айболит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? Доктор Айболит.

Доктор Айболит: (на экране написаны слова Айболита)

Быть здоровыми хотят и взрослые и дети.

А что для этого нам нужно?

Я могу ответить.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Чтоб здоровье сохранить,

Долго не лежи в кроватке,

Утро начинай с зарядки.

Зарядка

Айболит: (на экране написаны слова Айболита)

На прощание, ребята, я хочу вам всем сказать:

Чтобы были вы красивы, чтобы не были плаксивы,

Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело.

Чтобы громче пелись песни, жить, чтоб было интересно

Физкультурой занимайтесь, спортом все вы увлекайтесь.

Воспитатель: Я достаю из нашего сундучка тетрадь и букварь. О каком праве говорят нам эти предметы? (Право на образование)

отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:

Воспитатель:... Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

  • .. Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.

“Я буду умненьким и благоразумненьким”, — сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.

На экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”

В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)

“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)

Воспитатель: Каждый человек имеет Право на образование. Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей). Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).

Воспитатель. А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей — детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).

Совсем скоро и вы отправитесь в школу. Нам хочется узнать сможете ли вы собрать себе портфель?

Игра – эстафета «Собери портфель».

Воспитатель: — Молодцы! Вы справились с заданием. А в чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Воспитатель: ну вот, у нас остался только один конверт

Пора нам его открывать. (3 персонажа: Золушка, Настенька из сказки «Морозко», Падчерица из сказки «12 месяцев»). Какое же право было нарушено у этих персонажей? (ответы детей). Конечно, право на отдых. Но отдыхать – это не значит лежать дома на диване с чипсами. Отдыхать можно по-разному. Как вы любите отдыхать? (ответы детей)

Игра «Помоги сказочным персонажам убрать дом»

- С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, государства, в котором он живет. Где бы не был человек, он всегда стремится на свою родину. Каждый человек хочет, чтобы все люди жили в мире.

Ребята, посмотрите друг на друга, мы с вами такие разные, но права у нас одинаковые. Для человека важны все права и самое главное их надо соблюдать и не нарушать.

Права нам каждому даны

И по ним мы все равны!

Воспитатель:

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год