Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проектная деятельность в детском саду
Правовая информация
Автор: Строкина Ольга Анатольевна, Мережко Елена Валерьевна   
22.01.2021 20:16

Проектная деятельность в детском садуПроектная деятельность в детском саду

Конкурс лучших воспитательных практик

Электронная визитка

  1. Тематика проекта. Гражданско-патриотическое воспитание.
  2. Название. Правовое воспитание дошкольников.
  3. Оригинальность идеи.

Современные дети — это будущее страны, каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин, несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностей моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые потребуются ему для жизни и полноценного развития.

 

Период дошкольного развития – это становление личностных качеств, на которых впоследствии будет строиться вся жизнь ребенка. Поэтому важно именно в этот период успеть заложить понимание того, что у человека есть не только обязанности, но и права, что общество и государство добровольно защищает его и оберегает от возможного насилия со стороны недобросовестных членов социума.

Именно в раннем детстве закладываются все отдельные кирпичики в строящуюся стену будущего характера – поведенческие нормы, жизненные убеждения и личностные особенности. Очень важно, чтобы каждый кирпичик встал в стену ровно и гармонично. Заложить их – вот задача для всех участников правового воспитания детей, а именно родителей и педагогов в дошкольном учреждении.

Правовое воспитание рассматривают чаще всего в плане нравственного воспитания. Если ребенок не знает нравственных норм, то и права он соблюдать чужие не будет. А знания прав будут носить лишь заученный, формальный характер. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С. А. Козлова).

4. От задумки до результата.

Реализуя процесс правового воспитания в дошкольном учреждении, мы применяли различные методы, средства и формы деятельности.

  • Организация бесед с детьми о нравственно-правовых понятиях, организуются такие беседы в утренние или вечерние отрезки времени, как вариант- утренний или вечерний круг. В основном тематика таких бесед опирается на личный опыт детей.
  • Рассматривание иллюстраций, наборов картин, отражающих нравственно-правовые понятия. Педагог подбирает соответствующие иллюстрации из книг и картинки. Можно использовать картины, рекомендованные для занятий по развитию речи.
  • Знакомство детей с адаптированными текстами международных документов, раскрывающих основные права и свободы человека: чтение произведений устного народного творчества, произведений классической детской литературы. Мы также составили картотеку всех литературных произведений по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которые можно использовать в своей работе.
  • Введение занимательного игрового персонажа – Лучик, это человечек желтого цвета, он такой же как все люди, только зеленый, имеет права, такие же как и все люди планеты Земля. Каждый приход в группу этого занимательного персонажа сопровождается внесением интересных атрибутов и пособий. Лучик – проводник по стране прав и свобод.
  • Использование плакатов-картин из серии «Разрешающие и запрещающие знаки». Такие знаки есть в группе, дети имеют возможность постоянно обращаться к этим знакам, рассматривать и обсуждать изображенные на плакатах модели положительных и отрицательных поступков детей. В младших группах эти знаки могут быть в виде сюжетных картинок, в старших – в виде моделей, например уголок «Помиримся».
  • Использование демонстрационных материалов, отражающих общие представления о культуре и истории. Рассматривая пособия и картинки, ребенок понимает, что в огромном мире существуют не только люди, но и растения, и животные. Дети осознают, что принадлежат к человеческому роду и являются людьми.
  • Хороводные игры, они способствуют установлению доброжелательного, дружелюбного отношения детей друг к другу, развивают умение понимать товарища по игре, учат уважать его интересы, желания. Дети начинают понимать, что в каждой игре существуют правила и осознают необходимость их выполнения.

Как вариант можно выбрать песню, которая станет гимном группы. Например, в нашей группе это песня «От улыбки» поэта-песенника Михаила Пляцковского.

Братания – занимательные упражнения. Такой прием используется после коллективных видов деятельности или успешного выполнения ребенком индивидуального поручения, например аплодисменты.

  • Организация игр – похвал. Эти игры организуются с целью показа ребятам возможности иметь собственное мнение по поводу какого-то события или человека. Необходимо научить ребенка высказывать собственное мнение, не обижая, не огорчая сверстников. Цепочка слов передается от педагога каждому ребенку в группе, например игры «Назови ласково», «Комплимент».
  • Организация игр в раскрашивание и украшение. В игре может принять участие каждый ребенок. В игре дети равны друг другу, в играх есть правила. Дети усваивают основное правило игры – «Украшать» ребенка можно только с его разрешения.
  • Упражнения, направленные на понимание эмоционального состояния окружающих. Организуя эти игры, педагог обращает внимание детей на то, что у людей может быть разное настроение. Для этого детям предлагаются наборы картинок с изображением людей, испытывающих разные эмоции- дети учатся правильно «считывать» информацию. Как вариант – создание альбома с фотографиями и картинками (люди-животные- состояние природы).
  • Организация выставок любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи.
  • Демонстрация детьми собственных работ: на детских шкафчиках, на стенде, обще детсадовская выставка, выставка одного художника. Подобная демонстрация детских работ позволяет упражнять детей в уважительном отношении к своим работам и работам сверстников.
  • Ведение ребенком совместно с родителями альбома о себе и своей семье, как вариант альбома, может быть создание портфолио дошкольника. В группе также создается альбом «Наша группа», в котором отражены наиболее интересные события группы- праздники, день именинника, повседневная жизнь группы, летний отдых и тд.
  • Сказочные правила. В сказках на бытовую тематику дети пытаются определить какие необходимые правила выполняют или не выполняют герои.

Сочинение историй, сказок о себе, близких людях на нравственно-правовую тематику – как завершающий этап всей работы по воспитанию у детей основ правовой культуры. Приложение №2

  • Участие совместно с взрослыми в полезных делах. Движение «Добрята».

Дети совместно с педагогом устанавливают элементарные правила поведения в группе, правила могут меняться. Правило – мостик к праву.

5. Полезные эффекты.

У детей появляется представление о собственных правах и обязанностях.

Дети учатся оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.

Учатся разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.

В детях воспитываются такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.

В детях развивается интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (180) выйдет
28 февраля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год