Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Лосева Валентина Васильевна   
11.05.2015 16:21

«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

 

Скачать планы

Скачать материалы к проекту

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.

Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория», которая в свою очередь состоит из трех «мини-лабораторий»: «Мир воды»; «Мир воздуха»; «Мир и человек». Опыты и эксперименты проводим в «Детской лаборатории», а в хорошую погоду – на улице. Экспериментирование в лаборатории связываем, по возможности, с наблюдением на прогулке или с экскурсией.

Для проведения опытов и экспериментов на территории детского сада, участка группы, организована специальная переносная лаборатория.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Практическая, исследовательская деятельность в природных условиях играет огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Практика показала, что дети, педагоги и родители, с удовольствием и с большим интересом участвуют в разного рода, экологических проектах.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских творческих заданий. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок открывается родителям с другой стороны, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в знакомых ситуациях.

Мною был разработан экологический проект «Две кудрявые подружки».

Перед детьми была выдвинута проблема: «Как можно подружиться с деревьями, узнать как можно больше о их жизни, выяснить в чем они нуждаются?». Эта проблема заинтересовала детей. Вместе с детьми был выбран объект — две березки на участке. Далее к реализации проекта были подключены родители. Они были ознакомлены с проектом. Для них был объявлен конкурс «Придумай имя для объекта».

На втором этапе проекта нашей целью был поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Дети наблюдали за березками, зарисовывали свои наблюдения в альбоме наблюдений, пробовали измерить объект линейками, веревочками, создавали схемы-картинки по интересующим вопросам; обследовали территорию вокруг берез; проводили опыты. Результаты опытов также зарисовывались.

Для опытов был подготовлен специальный инвентарь, который был оформлен руками детей: снегомер, коробка ощущений, дождемер, маленькие баночки для предметов, ловушки для животных.

В ходе реализации проекта, через определенный промежуток времени некоторые вопросы перед детьми ставились повторно, но с усложнением, например: измерение дождя в осеннее время года проводилось с использованием одного дождемера, а весной мы пробовали измерить дождь, используя два разных дождемера (например, с широким горлышком и узким, высокий и низкий и т.д.).

В реализации проекта огромную помощь оказывали родители.

  • помогли придумать название проекта;
  • помогли в подборе иллюстраций к схемам;
  • участвовали в конкурсе поделок «Наши подружки»;
  • подобрали детские книги, стихи, пословицы, загадки и сказки о березке.
  • участвовали в конкурсе на лучшее изготовление кормушки.

Реализация проекта позволила мне решить следующие задачи:

  1. Развить познавательные способности, творческое мышление и воображение;
  2. Сформировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  3. Развить умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  4. Сформировать желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год