Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Фадеева Зоя Борисовна   
10.11.2017 00:56

План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

 

Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов».

Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста и повышение своего педагогического мастерства и просвещения.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников
  • выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте
  • создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками
  • разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников
  • определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Методы исследования

  • изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования
  • наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности
  • количественный и качественный анализ полученных результатов
  • педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
  • анкетирование и беседа с родителями.

Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.

Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

  • выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте
  • разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников
  • определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально — общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".

Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др., традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка, переходим к сочинению сказок.

Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

  • знакомство с содержанием сказки
  • вовлечение детей в деятельность
  • инсценировка сказки

Методы ознакомления со сказкой:

  • чтение воспитателя
  • рассказывание
  • дидактические игры
  • литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки:

  • выразительность чтения
  • повторность чтения
  • выборочность чтения
  • драматизация и театрализация сказки
  • просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:

  • формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира
  • готовность проявлять совместное сострадание и радость
  • развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками

Критерии эффективности:

  • уровень освоения образовательной программы
  • удовлетворение родителей качеством образования
  • информационно-методическая обеспеченность.

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над опытом 2 года, осуществляется в три этапа.

1этап – подготовительный (сентябрь 2017 — декабрь 2017г).

Цель: создание условий для проведения эксперимента.

Дата: Форма: Тема (Цель)

Сентябрь

Наблюдение

Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.

Октябрь

Изучение педагогической, психологической и методической литературы

Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки.

Ноябрь

  1. Изучение и подбор литературы
  2. Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме.

Декабрь

Составление конспектов НОД; праздников, театральных представлений, оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами.

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

2этап – практический (январь 2018г. – апрель 2019г.)

1 блок — работа с детьми

Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказка терапию, беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи, просмотра мультфильмов.

Дата (месяц): Форма проведения: Тематика мероприятий (цель)

Январь 2018 – Март 2018

1. Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств).

2. Чтение и обсуждение сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Мир не без добрых людей»

(цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым

Апрель 2018 – Сентябрь 2018

1. НОД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»

«Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)

Октябрь 2018 — Декабрь 2018

1. Беседа, инсценировка

«Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

2. НОД с участием сказочного персонажа

«Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).

Январь 2019 — Февраль 2019

1. Папки-передвижки

«Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты».

2. Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?»

«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

Март 2019

1. Праздник с участием сказочного персонажа

«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»).

2. Выставка детских рисунков

«Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).

Апрель 2019

1. Театрализованное представление сказки «Красная шапочка»

«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

2 блок — работа с родителями

Сентябрь 2017 – Январь2018

Консультация «Как воспитывать ребенка добрым?»

Февраль2018- Март 2018

Выступление на родительском собрании

«Воспитывать доброту (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому).

Апрель 2018 – Октябрь 2018

Консультация «Роль книги в нравственном воспитании детей»

«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»

Ноябрь 2018 – Апрель 2019

  1. Групповое родительское собрание "Поговорим о нравственности"
  2. Праздник, посвящённый мамам с участием сказочного персонажа

«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!»

3 блок — работа с педагогами

Май 2018г.

  1. Презентация "Распространение передового педагогического опыта работы"
  2. Доклад Выступление на педагогическом совете
  3. этап – завершающий (май 2019г.)

Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Май 2019г.

1. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников

Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок.

2. Выступление на педсовете о проделанной работе

Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск: Русь, 2009. – 48 с.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
  3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
  4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж: Сфера, – 2010. – 58 с.
  5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Питер, 2008. – 750 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
  7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
  8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002. — с. 185
  9. .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред. А. К. Уледов. — М.: Владос, 2004. — 142 с.
  10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М.: Филин, 2004. – 412 с.
  11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев: Тимпул, 2007. – 169 с.
  12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М.: Педагогика, 2011. – 247 с.
  13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности / С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
  14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
  15. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 14-16.
  16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. — М.: Детство-Пресс, 2006. — 243с.
  17. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. / И. Ф. Мулько — М.: Изд-во Москва, 2004.
  18. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
  19. Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
  20. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 9. — С. 68-76.
  21. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л. М. Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
  22. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. — Владос, 2001.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год